Ремонт авто Уход за... Обзоры авто

Экономика и её основные участники план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему. Конспект и презентация урока обществознания на тему "Экономика и её основные участники" (7 класс) Бернард Шоу утверждал







Натуральное хозяйство – 1) всё необходимое для жизни производится самими людьми и только для собственного потребления; 2) для производства продукции используются примитивные орудия труда и простейшие технологии; 3) Отсутствует торговля, обмен товарами и продуктами, что понижает уровень жизни людей. - В чём недостатки натурального хозяйства?


Товарное хозяйство – 1) всё, что производится, предназначено для продажи, а не для личного потребления; 2) для производства товаров и услуг используются постоянно совершенствующиеся орудия труда и более совершенные технологии; 3) рост производительности труда и улучшение качества продукции.


Сравнить способы ведения хозяйства. Вопросы для сравнения. Натуральное хозяйство.Товарное хозяйство. Кто производит? Кто потребляет? Как производит? Какова производительность труда? Производители – члены семьи. Производство с применением наёмной рабочей силы. Потребители – члены семьи. Производится для массового потребления. Традиционными методами (чаще всего – ручной труд). Стремление к повышению качества и количества производимой продукции. Производительность труда обычно не самая высокая. Производитель стремится постоянно повышать производительность труда.




Потребности – нужда человека в чем – либо Потребитель – тот, кто использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей Потребности человека способна удовлетворить только экономическая деятельность Блага – предметы и средства удовлетворения потребностей человека



1. Термину слева подбери его значение справа: 1. Деньги 2. Натуральное хозяйство 3. Потребление 4. Торговля 5. Товарное хозяйство 6. Экономика А) хозяйство, в котором производят товар не для личного потребления, а для обмена Б) хозяйствование по правилам и законам В) то, что признается людьми и выполняет их функции; Г) использование потребительских свойств товаров себе во благо Д) хозяйство, в котором человек производит сам все необходимое для жизни; Е) обмен товара на деньги


Задача Владелец фирмы по производству и установке пластиковых окон за месяц потратил на развитие своего производства 1 млн. руб. и заплатил налог в размере 200 тыс. руб. по какой цене он будет устанавливать одно окно, чтобы получить прибыль, если в этом месяце у него заказ на установку 100 окон?


Решение 1) = (руб.) – все затраты владельца фирмы. 2) : 100 = (руб.) – цена производства и установки одного окна, при котором владелец фирмы возместит свои затраты. Ответ: Цена установки одного окна должна быть более руб.


Карточка 1 1. Написать значение основных понятий: экономика, труд, производительность труда. 2. Сделайте вывод, почему в современном обществе растёт спрос на квалификацию труда? 3. Приведите примеры профессий, требующих от работника следующих качеств: Высокой квалификации работника; Способности идти на риск; 4. Какая система оплаты труда описана ниже? За свой труд рабочий получает заработанную плату независимо от результата выполненной работы. Отработав смену, он идёт домой с уверенностью в том, что получит всю зарплату, хоть и не уверен в качественно сделанном задании.


Написать значение слов: зарплата, квалификация, прибыль. Что является главным при определении размера зарплаты? Приведите примеры профессий, требующих от работника следующих качеств: Умение работать в тяжёлых условиях; Проявление особых талантов. Какая система оплаты труда описана ниже? Выполняя работу по сборке компьютеров, рабочий решил задержаться по окончании смены, т.к. из-за аварии на линии электропередач не успел выполнить заказ. Он знает, что будет получать зарплату в размере 1% от каждого собранного компьютера. Карточка 2


Д/з: § 12; учить определения с. 137 – задание 5 «В классе и дома» (письменно) 1. Решить задачи в презентации и ответить на карточки. 2. Составить кроссворд по данной теме из 10 слов

Конспект открытого урока обществознания в 7 А классе

Тема: Экономика и ее основные участники.

Урок открытия нового знания.

Педагогическая цель урока – создать условия для формирования представлений о понятии «экономика», об участниках экономического процесса.

Основные понятия и термины - экономика, производство, распределение, обмен, потребление, натуральное хозяйство, производительность труда.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Применяемые технологии: информационно-коммуникативная, проблемно-диалогическая, критического мышления, игровая

Оборудование: мультимедиа проектор, мультимедиа доска, ноутбук.

Электронные образовательные ресурсы презентация «Экономика и ее основные участники»; электронные словари

Планируемые результаты

Познавательные компетенции:

Научатся : определять, как экономика служит людям, какая форма хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики; как соотносятся интересы производителей и потребителей.

Метапредметные и личностные УУД

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу.

Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания.

Ход урока.

1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Добрый день, ребята. Сегодня мы начинаем изучение нового раздела «Человек и экономика».

«Экономика – лошадь, политика – телега. Они должны занимать надлежащие места – экономика должна идти впереди политики, а не наоборот» Мохаммед ибн Рашид аль-Мактум

Почему это так, мы с вами сможем сказать, изучив данный раздел.

Тема нашего сегодняшнего урока « Экономика и её основные участники». Запишите её в тетрадь. Как вы думаете, о чем пойдет сегодня разговор на уроке? Обратите внимание на план изучения нашей темы и сформулируйте цель урока.

слайд 2

2. Актуализация опорных знаний.

- Вспомните, на каких уроках по истории мы затрагивали эту тему? О чем шла речь?

- Используя исторические знания, подумайте, что же входит в понятие «Экономика»?

- Что может входить в современное понятие экономики? Каковы ее основные цели, задачи?

- Способна ли экономика удовлетворять потребности человека?

- Можно ли прожить без экономики? Почему?

3. Изучение нового материала.

1. Что такое экономика

С лово «экономика» произошло от греческих слов «экос» - «дом», «хозяйство» и «номос» - закон». Впервые термин «экономика» употребил древнегреческий автор Ксенофонт (V в. до н.э.), озаглавив свой трактат «Ойкономия». Ксенофонт обращался с поучениями не к царям, а к обычным гражданам, чье домашнее хозяйство было сложным и включало управление рабами, разнообразные сельскохозяйственные и ремесленные работы.

слайд 3

Я предлагаю сесть по группам и познакомиться с различными определениями термина «Экономика» в электронных словарях.

- Какое из определений можно считать наиболее полным?

Знакомясь с различными экономическими явлениями, мы убеждаемся, что это понятие рассматривается в двух значениях: экономика – как хозяйство, экономика – как область знаний.

слайд 4
слайд 5

Задание . Дополни следующие определения;

Экономика – это знания……….

Экономика – это умения………..

Обратимся к иллюстрациям на слайде.

слайд 6

К основным проявлениям экономики относятся: производство, распределение, обмен, потребление. Эти процессы взаимосвязаны. Рассмотрим это на примерах.

слайд 7

Сформулируем определения.

Производство – процесс создания экономических благ.

слайд 8

Распределение – действия, связанные с продвижением продукта.

слайд 9

Обмен – получение продукта с предложением чего-либо взамен.

слайд 10

Потребление – использование продукта для удовлетворения потребностей.

Выполним задание на карточках

Производство

Распределение

Обмен

Потребление

Впиши перечисленные виды экономической деятельности в соответствующую графу таблицы: изготовление елочных игрушек, составление плана расходов семьи на месяц, завтрак в школьной столовой, посещение парикмахерской, выплата пособия семьям на детей, использование освещения в быту, закупка снаряжения для туристического похода.

(дополните своими примерами)

2. Зачем нужна экономика

Цель экономики – поддержание и продолжение жизни общества. Для этого создаются различные блага.

слайд 11

Экономические продукты создаются с использованием таких форм организации или ведения хозяйства, как натуральное и товарное.

слайд 12

Работа с учебником стр.69 (прием «инсерт»).

Беседа по вопросам.

- Вспомните, что такое натуральное хозяйство? Как вы думаете, в чём недостаток такой формы хозяйствования?

- Вспомните, что такое товарное хозяйство? Почему товарное хозяйство лучше натурального?

- Когда произошел переход от натурального к товарному хозяйству?

Сформулируйте определения.

Натуральное хозяйство - это способ организации жизни людей, при котором все необходимое для жизнедеятельности производится ими самими и только для собственного потребления. Главный недостаток этой формы хозяйствования - низкая производительность труда.

Товарное хозяйство - способ организации экономической жизни общества, при котором люди, специализируясь в определенных видах деятельности, производят товары и оказывают услуги для обмена друг с другом. Эта форма ведения хозяйства в большей степени отвечает целям экономики - максимально удовлетворять потребности людей.

Сделайте выводы, опираясь на таблицу.

слайд 13

Предлагаю группам составить синквейн «натуральное хозяйство», «товарное хозяйство».

3. Основные участники экономики.


слайд 14

Основными участниками экономики являются производитель (тот, кто участвует в создании товаров и услуг) и потребитель (тот, кто использует товары и услуги). Причем производитель старается получить больше, а ресурсов затратить меньше. Потребитель тоже заинтересован удовлетворить свои потребности с наименьшими затратами (т.е. опирается на рациональный выбор).

слайд 15

Задание.

Решив заработать деньги на путешествие по стране, Петр с друзьями открыл салон «Срочное фото». В чем заключается экономический интерес организаторов салона как производителей? Какие экономические знания потребуются им для достижения успеха и развития своего дела?

4. Первичное осмысление и закрепление

Конкурс-игра “Русская сказка на экономический лад”

Вспомните русскую народную сказку «Репка».

Пересказанная на экономический лад, она могла бы выглядеть так:

В одном домохозяйстве с ограниченными ресурсами было произведено материальное благо под названием репка. Процесс извлечения этого блага из земли оказался очень трудоемким : приходилось поэтапно привлекать дополнительное количество трудовых ресурсов

Перескажите на экономический лад сказку «Курочка ряба»

используя как можно больше экономических терминов (работа в группах).

слайд 16

ПРИЛОЖЕНИЕ

Ресурсы Труд Натуральное хозяйство

Потребности Производитель Товарное хозяйство

Благо Доход Прибыль

Товары Предложение Богатство

Услуги Потребитель Собственность

Производство Деньги Ограниченность

Представление вариантов сказки на новый лад.

5. Обобщение полученных на уроке сведений

Беседа по вопросам.

- Как экономика служит людям?

- Какая форма хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики?

- Сделайте вывод: Какова цель экономики?

Итоги урока. Рефлексия

6. Домашнее задание

слайд 17

Учебник: §8, ответить на вопросы в рубрике «В классе и дома».

УМК, которые были использованы на уроке:

1. Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова. Обществознание, 7 класс, Москва, Просвещение, 2014 год

Сборник игр, заданий и ответов по экономике.

3. (электронные словари)

Конспект урока
Класс: 7
Предмет: обществознание
Тема: "Экономика и ее основные участники"
Учитель: Корелина С.С.
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «экономика», а также развить представления о её
необходимости.
Задачи:
- сформировать представление об экономике как сфере жизни общества, ее основных
проявлениях и участниках;
- раскрыть роль и значение экономики в обеспечении важнейших потребностей и
жизнедеятельности людей;
- выявить специфику и взаимосвязь основных сфер экономической жизни, характера
деятельности ее участников;
- помочь учащимся усвоить достоинства и недостатки различных форм хозяйствования
(натуральное и товарное хозяйство).
Ход урока.
Оргмомент. Приветствие. Доброе утро ребята. Мы начинаем новый раздел учебника «Человек и
экономика». И тема нашего сегодняшнего урока «Экономика и её основные участники». (Слайд 1)
Запишите её в тетрадь. План урок вы видите на экране. (Слайд 2)
1. Что такое экономика.
2. Зачем нужна экономика.

Сформулируйте цель урока.
Давайте с вами вспомним:
Что побуждает человека к деятельности? Каковы главные потребности людей? Какую роль
играет труд в жизни общества? Что создается трудом?
1. Что такое экономика
Вопрос классу: Что такое экономика?
С проявлениями экономики ты встречаешься ежедневно: слышишь разговоры дома и на улице о
ценах на товары, узнаешь о размерах зарплаты родителей, читаешь в газете о налогах, участвуешь в
ремонте школьной мебели, покупаешь в магазине продукты питания. Все эти отдельные проявления
можно объединить общим понятием «экономика».
Ты уже знаешь из курса 5 класса, что изначально слово «экономика» в переводе с
древнегреческого означало «хозяйствование по правилам, законам». (Слайд 3) Со временем это
понятие получило более широкое толкование. Так, например, английский писатель Джордж Бернард
Шоу (1856- 1950) утверждал: «Экономика - это умение пользоваться жизнью наилучшим образом»,
а современные ученые сделали вывод: «Экономика - это сознательно построенная и используемая
людьми система их жизнеобеспечения».
Знакомясь с различными экономическими явлениями или изучая их в курсе истории, географии,
ты можешь убедиться, что это понятие рассматривается в двух значениях:
экономика как хозяйство и как область знаний. Ты можешь сам предложить свои варианты, как
дополнить следующие определения: «Экономика - это знания о...», «Экономика - это умения...».
Так, автор книги «Экономикс» П. Самуэльсон предлагает, например, следующие определения
экономики: экономика - это: 1) виды деятельности, связанные с обменом и денежными сделками
между людьми; 2) повседневная деловая жизненная деятельность людей, извлечение ими средств к
существованию и использование этих средств; 3) налаживание и осуществление потребления и
производства; 4) богатство. (Слайд 4)
Возможно обсуждение следующих вопросов: почему автор предлагает различные определения?
Как в этих определениях проявляются различные стороны экономической жизни общества? Какое из
определений, с которыми вы познакомились на уроке, можно считать наиболее полным?
Мы начали разговор с частных проявлений экономической жизни человека, но за ними можно
увидеть и наиболее общие процессы и явления.

К основным проявлениям экономики относятся: производство, распределение, обмен,
потребление. Эти процессы взаимосвязаны и имеют периодически повторяющийся характер, они
могут протекать не только строго последовательно, но и одновременно, параллельно. Рассмотрим это
на примере удовлетворения одной из важнейших потребностей человека - потребности в
употреблении хлеба. Учебник на стр. 89 – 90. Пекарь, используя определенную технологию, выпекает,
т. е. производит, хлеб. (Производство.) Хлебозавод поставляет одну часть продукции в детские
сады, школы, а другую часть - в магазины. (Распределение.) Продавец магазина продает хлеб, т. е.
обменивает на деньги, покупателям. (Обмен.) Учащиеся съедают во время школьного завтрака свежий
хлеб. (Потребление.)
Производство
Распределение
Обмен
Потребление
Выполним задание (Слайд 5)
Впиши перечисленные виды экономической деятельности в соответствующую графу таблицы:
изготовление елочных игрушек, составление плана расходов семьи на месяц, завтрак в школьной
столовой, посещение парикмахерской, выплата пособия семьям на детей, использование освещения в
быту, закупка снаряжения для туристического похода.
Далее мы более подробно рассмотрим характеристики основных проявлений экономической
жизни. Здесь же попробуем определить роль экономики в жизни человека, всего общества.
Физкультминутка.
2. Зачем нужна экономика
Вспомни, как разнообразны потребности человека в пище, одежде, жилье, общении, охране
здоровья и др. Почему необходимо удовлетворять эти запросы и потребности? Совершенно очевидно
- для обеспечения его жизни и деятельности. Экономика принимает активное участие в удов­
летворении этих потребностей, ее цель - поддержание и продолжение жизни людей. Для этого
производятся разнообразные продукты, товары, оказываются услуги.
Экономические продукты, создаются с использованием таких форм организации или ведения
хозяйства, как натуральное и товарное.
Вопрос классу: Вспомните, что такое натуральное хозяйство?
Натуральное хозяйство - это способ организации жизни людей, при котором все необходимое
для жизнедеятельности производится ими самими и только для собственного потребления. (Слайд 6).
Это наиболее древняя форма хозяйства с использованием в основном примитивных орудий произ­
водства, простых технологий. В натуральном хозяйстве нет торговли, обмена продуктами и услугами,
что затрудняет возможность повышения жизненного уровня людей.
Вопрос классу: Как вы думаете, в чём недостаток такой формы хозяйствования?
Главный недостаток этой формы хозяйствования - низкая производительность труда,
позволяющая обеспечить лишь самые минимальные условия для выживания. Образ жизни, основанный
на натуральном хозяйстве, хотя и крайне тяжелый, хорошо известен жителям российской деревни.
Вопрос классу: Вспомните, что такое товарное хозяйство?
Товарное хозяйство - способ организации экономической жизни общества, при котором люди,
специализируясь в определенных видах деятельности, производят товары и оказывают услуги для
обмена друг с другом. (Слайд 6).
Вопрос классу: Почему товарное хозяйство лучше натурального?
Эта форма ведения хозяйства в большей степени отвечает целям экономики - максимально
удовлетворять потребности людей. Все произведенные продукты становятся товаром,
предназначенным для обмена. Производители стремятся увеличить производительность труда и
улучшить качество товаров для совершения выгодного обмена. Осознание людьми преимуществ
такого образа жизни привело к тому, что товарное хозяйство, сменив натуральное, стало
преобладающим в экономической жизни общества.
Натуральное хозяйство - низкоэффективная форма хозяйствования и ее сохранение в
экономике, как правило, является тормозом социально­экономического развития общества, отдельной
страны, фактором снижения уровня жизни населения. Развитие общества привело к появлению более

эффективной и совершенной формы - товарному хозяйству, которое позволяет лучше
удовлетворять потребности людей.
3. Основные участники экономики.
Читаем текст учебника с объяснением учителя, стр.93.
Для закрепления выполняем задания: (Слайд 7).
1. Вы собираетесь позавтракать в кафе быстрого обслуживания (например, в «Макдоналдсе»).
Примените к данной ситуации понятия «товар», «производитель», «потребитель», «обмен».
Особого внимания заслуживает вывод о взаимосвязи и взаимозависимости целей и результатов
экономической деятельности ее основных участников. Глубже понять и усвоить его поможет
обсуждение следующих вопросов: как потребление товаров и услуг влияет на производство? Зависит
ли уровень потребления от уровня производства?
Домашнее задание: § 8,
на «4» и «5» вопрос № 2, 4 из рубрики «в классе и дома» на стр. 96. (Слайд 8)
Вопрос классу: Скажите, пожалуйста, а приходилось вам покупать товары? А вы задумывались,
При наличии свободного времени:
почему вы совершаете ту или иную покупку?
Читаем вслух рубрику: Знания на каждый день, стр. 94. (Слайд 9).
Задание: Вспомни покупку тобой или членами твоей семьи любых трех товаров. Используя
материал рубрики «Знания на каждый день», проанализируй, какие потребительские мотивы повлияли
на выбор того или иного товара, и определи, насколько рациональным был выбор. Подумай, нужно ли
тебе что­то изменить в своей стратегии покупателя. Если да, то что?
Название товара
Потребительские мотивы
Выводы
эмоциональные
рациональные
Спасибо за урок! До свидания. (Слайд 10)