Ремонт авто Уход за... Обзоры авто

Составление учетной политики для целей налогообложения. Учетная политика

  • Нещадимова Анастасия Алексеевна , бакалавр, студент
  • Фролов Александр Витальевич , кандидат наук, доцент
  • Ставропольский государственный аграрный университет
  • ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ
  • МЕТОДЫ
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ
  • НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
  • УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА
  • ОБЪЕКТ УЧЕТА

Статья посвящена аспектам учетной политики, которые необходимо учитывать индивидуальным предпринимателям исходя из специфики налогообложения их деятельности и ведения учета. Отражены особенности учётной политики в зависимости от специфики деятельности организации и выбранного объекта налогообложения.

  • Проблемы и направления совершенствования налогового учета в РФ
  • Применение ЕСХН. Контроль и пути предотвращения рисков
  • Особенности использования налоговых расчетов в качестве элемента учетной политики в целях налогообложения
  • Выявление взаимосвязи между бухгалтерской и налоговой отчетностью

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2008 г. № 106н, определяет, что учетная политика, это совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Согласно налоговому кодексу, частью второй, учетная политика - это выбранная налогоплательщиком способов определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово–хозяйственной деятельности налогоплательщика. Таким образом, определение учетной политики в различных нормативно–правовых источниках имеет одинаковое значение, но различную формулировку для разных целей учета - это документ, который описывает, которыми индивидуальный предприниматель руководствуется при ведении учета в тех случаях, когда имеется возможность выбора из нескольких вариантов.

В соответствии с ст.6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» №402–ФЗ от 06.12.2011 г. индивидуальные предприниматели могут не вести бухгалтерский учет, что позволяет им не составлять учетную политику в целях ведения бухгалтерского учета, однако это не освобождает их от составления учетной политики для целей налогообложения.

Учетная политики для целей налогообложения представляет собой совокупность способов расчета доходов, расходов экономического субъекта, их признания, оценки, распределения и учета других показателей для расчета налогов. В данном локальном нормативном документе подлежат обязательному отражению правила и методы, используемые в деятельности субъекта при исчислении и уплате налогов в бюджет.

В настоящее время индивидуальные предприниматели имеют право самостоятельно выбирать методы оценки активов и режим налогообложения, применяемый при исчисления налогов. Например, НК РФ предусматривает выбор одного из нескольких методов для оценки материалов и сырья:

  • метод оценки по средней стоимости;
  • метод оценки по стоимости единицы запасов;
  • метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (метод ФИФО);

Также есть ряд ситуаций, для которых нет законодательно закрепленных правил налогового учета. Это относится, например, к порядку распределения доходов и расходов при совмещении нескольких режимов налогообложения, упрощенной системе налогообложения (УСН) и единому налогу на вмененный доход (ЕНВД). В связи с этим возникает необходимость в самостоятельной разработке методов учета и их обязательном закреплении в учетной политике. Для того, чтобы правомерно применять налоговую учетную политику, ее необходимо разработать, а затем утвердить на основании приказа (распоряжения) предпринимателя. Стоит отметить, что в соответствии с законодательством РФ, учетную политику необходимо формировать до 1 января того года, в котором она будет применяться. Применять утвержденную налоговую политику необходимо последовательно из года в год, при этом нет необходимости составлять на каждый год новый. В учетную политику, при необходимости, можно вносить изменения и дополнения, которые оформляются отдельными приказами, утверждаемыми индивидуальным предпринимателем. Сведения, отражаемые в учетной политики для целей налогообложения, могут различаться у различных экономических субъектах. Это связано с различиями в роде осуществляемой деятельности, применяемой системы налогообложения, из–за совмещения разных налоговых режимов.

В целях налогообложения целесообразно прописать основные элементы учетной политики, подлежащие раскрытию вне зависимости от применяемого экономическим субъектом налогового режима:

  1. Режим налогообложения. Сущность данного элемента заключается в описании применяемой системы налогообложения, любой налоговый режим в данный момент времени применяется в добровольном порядке. Стоит отметить, что для перехода на специальные режимы налогообложения - УСН, ЕНВД, патентную систему - необходимо в установленный срок подать соответствующее заявления в ИФНС.
  2. Право подписи документов. Заключается в необходимости указания лиц, которые имеют право подписи документов. На доверенное лицо необходимо составить доверенность, заверенную нотариально, в этом случае представитель предпринимателя получает право заключать и подписывать договоры от имени руководящего лица, представлять интересы организации в налоговой инспекции, распоряжаться банковским счетом и т.д
  3. Оформление кассовых документов. Суть данного элемента заключается в отражении условий ведения кассовых операций - оформляются ли приходные и расходные кассовые ордера, кассовая книга и т.д. В соответствии с указанием Банка России «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» от 11 марта 2014 г. №3210–У индивидуальные предприниматели с 1 июня 2014 г. предприниматели могут отказаться от оформления кассовых документов, в этом случает необходимо составить соответствующий приказ.
  4. Лимит наличных денег в кассе. Индивидуальные предприниматели могут не устанавливать по кассе лимит остатка наличных денег, в соответствии с указанием Банка России №3210–У от 11.03.2014 г., в этом случае данное решение необходимо закрепить учетной политике субъекта и составить необходимый приказ, если предприниматель решил и дальше работать с кассовым лимитом, необходимо в учетной политике привести порядок его расчета.
  5. Учет основных средств. Начиная с января 2016 года, малоценные основные средства в бухгалтерском и налоговом учете отражаются по–разному. В налоговом учете, в соответствии с п.1 ст. 257 НК РФ, основными средствами признаются средства труда первоначальной стоимостью свыше ста тысяч рублей, остальные объекты не относятся к основным средствам и их стоимость списывается в текущие расходы. В то же время, стоит отметить, что в целях ведения бухгалтерского учета, в соответствии с ПБУ 6/01, данный лимит составляет сорок тысяч рублей, не соответствующие ему объекты учитываются в составе материально–производственных запасов.
  6. Ставки для начисления страховых взносов за работников. Необходимо указать, имеет ли данный экономический субъект право на применение пониженных ставок по страховым взносам.
  7. Порядок выдачи денег под отчет. Суть данного элемента заключается в том, что выдавать деньги можно двумя способами: методом перечисления на банковскую карту и наличными из кассы. Также индивидуальный предприниматель может совмещать оба данных способа, для этого необходимо прописать данное условие в учетной политике.

В зависимости от применяемого экономическим субъектом налогового режима возникает необходимость в отражении в учетной политики связанных с ним специфических положений. Предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения (УСН), необходимо выбрать объект налогообложения. НК РФ определяет два объекта налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Одним из наиболее важных вопросов, который необходимо прописать в налоговой учетной политики, является метод оценки материалов, сырья и покупных товаров, в соответствии с НК РФ. Индивидуальный предприниматель имеет право выбрать любой из предложенных.

Предпринимателям, применяющим единый налог на вмененный доход (ЕНВД), необходимо прописать в учетной политике следующие вопросы:

  • раздельный учет физических показателей. Т.е необходимо прописать порядок распределения физических показателей между различными видами осуществляемой деятельности, площадей, используемых в разных видах деятельности и т.д.;
  • раздельный учет страховых взносов с зарплаты сотрудников при ведении «вмененной» деятельности. Надо указать, каким образом будут распределяться взносы с заработка вспомогательного и административного персонала - пропорционально удельному весу вмененного дохода по каждому месту ведения деятельности в общем объеме доходов. Если одновременно ведется один вид «вмененной» деятельности в нескольких отдельно расположенных местах, то следует раздельно учитывать страховые взносы сотрудников, задействованных в каждом месте. Данная информация используется в обязательном порядке для заполнения декларации по ЕНВД, составляемой по каждому месту ведения бизнеса.

Существует патентная система налогообложения, которая является самостоятельным налоговым режимом. Согласно ей, учет доходов, полученных от реализации, ведется на каждый приобретенный патент в Книге учета согласно утвержденном Минфином РФ форме (данный факт необходимо отразить в учетной политике организации). Однако, стоит отметить, что, согласно ст.346.45 НК РФ, при превышении величины доходов, полученных от патентной деятельности, с начала года шестидесяти млн. рублей, индивидуальный предприниматель теряет право на использование данной системы.

Также, индивидуальным предпринимателям, совмещающим УСН и ЕНВД, необходимо вести раздельный учет общих расходов согласно законодательству РФ. В учетной политике необходимо отразить порядок распределения общих расходов, согласно одну из выбранных вариантов:

  • пропорционально доле доходов, рассчитанной нарастающим итогом с начала года;
  • пропорционально доле доходов от конкретного вида деятельности в общей сумме доходов, рассчитанной за месяц

В п. 8 ст. 346.18 НК РФ указано, что расходы необходимо распределять пропорционально доле доходов, которые получены от каждого вида специального режима, однако сами правила распределения не приведены. В связи с этим возникает возможность выбора наиболее удобного для конкретного экономического субъекта варианта. Также, при раздельном учете страховых взносов, если предприниматель не является работодателем, можно выбрать один из вариантов учета личных взносов: распределить всю сумму взносов учесть в рамках одного специального режима или распределить их пропорционально доходам по разным специальным режимам. Раздельный учет страховых взносов, является работодателем, т.е если у него есть работники, занятые в хозяйственной деятельности как на УСН, так и на ЕНВД. В данном случае необходимо отразить порядок распределения взносов за работников, вариант распределения доходов пропорционально с начала года по разным специальным режимам нарастающим итогом либо же пропорционально доходу от каждого специального режима за квартал. Взносы, которые уплачены за себя, можно учесть только в той части, которая приходится на деятельность по УСН.

Таким образом можно сделать вывод, что индивидуальные предприниматели должны в обязательном порядке формировать учетную политику для целей налогообложения. В ней подлежат отражению те правила учета, по которым предоставлено право выбора из нескольких существующих вариантов и которые не имеют четкой формулировки в законодательных актах. Выбранные способы и методы ведения налогового учета должны соответствовать внутренним возможностям субъекта и учитывать условия внешней среды. Применение грамотно составленной учетной политики позволит организации наиболее эффективно решать поставленные задачи и осуществлять хозяйственно–финансовую деятельность.

Список литературы

  1. Российская Федерация. Налоговый кодекс Российской Федерации. НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117–ФЗ // СПС Консультант Плюс.
  2. Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учете: утв. Указом Президента РФ от 06.12.2011 г. №402–ФЗ // СПС Консультант Плюс.
  3. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 № 212–ФЗ // СПС Консультант Плюс.
  4. Учетная политика учреждения 2016 [Электронный ресурс] / Журнал Главбух, http://www.glavbukh.ru/art21459–uchetnaya–politika–uchrejdeniya–2016
  5. Учетная политика организации: как сформировать, дополнить, изменить [Электронный ресурс] / Журнал Главбух, http://www.glavbukh.ru/art/30991–qqqm7y16–uchetnaya–politika–organizatsii–kak–sformirovat–dopolnit–izmenit

Эрзин Д.Г.
юрист ЗАО «Консалтинговая группа “Экон-Профи”»

Понятие учетной политики организации для целей налогообложения

Чтобы рассчитать налоги, подлежащие уплате в бюджет, налогоплательщик должен определить налоговую базу за соответствующий отчетный (налоговый) период. По некоторым налогам в Налоговом кодексе предусмотрено несколько способов формирования налоговой базы.

Право выбора того или иного способа принадлежит налогоплательщику. Правда, есть случаи, для которых Налоговый кодекс устанавливает конкретные обязанности, но не разъясняет, как их выполнить.

В частности, речь идет об обязанности вести раздельный учет при наличии оборотов, облагаемых и не облагаемых соответствующим налогом. Как вести такой учет, решает налогоплательщик. Главное - определить и утвердить выбранные правила расчетов налогов. Это и есть учетная политика для целей налогообложения. Ее положениями бухгалтер будет руководствоваться при исчислении сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет.

К сожалению, термин «учетная политика» не имеет законодательного определения применительно к налогообложению. В Налоговом кодексе прописан только порядок формирования учетной политики для отдельных налогов.

Тем не менее, исходя из общих принципов налогообложения, учетной политикой для целей налогообложения являются закрепляемые в приказе (распоряжении) руководителя обязательные для организации правила, в соответствии с которыми налогоплательщики обобщают информацию о подлежащих налогообложению операциях в течение отчетного (налогового) периода для определения налоговой базы по конкретному налогу.

Алгоритм создания учетной политики

Налогоплательщик должен принять учетную политику для целей налогообложения. Эта обязанность закреплена в следующих главах Кодекса:

В главе 21 «Налог на добавленную стоимость» (ст. 167);

В главе 25 «налог на прибыль организаций» (ст. 313);

В главе 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» (п. 2 ст. 339);

В главе 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции» (п. 16 ст. 346.38).

Четкого алгоритма составления учетной политики для целей налогообложения в Налоговом кодексе не предусмотрено. Единый подход к решению данного вопроса на законодательном уровне не выработан. Как следствие - в главе 21 содержатся одни указания по утверждению учетной политики, а в главе 25 - другие. В остальных же главах Кодекса либо вообще ничего не говорится об этом, либо законодатель ссылается на «установленный порядок», который как раз и отсутствует.

Между тем, исходя из существующих норм, можно составить такой алгоритм формирования налоговой учетной политики. Политика утверждается приказом (распоряжением) руководителя. Форма приказа произвольная. При этом положения учетной политики могут содержаться как в тексте приказа, так и в приложении к приказу.

Изначально предполагается, что налоговую учетную политику организация применяет с момента создания и до момента ликвидации. То есть, как указано в статье 313 НК РФ, последовательно от одного налогового периода к другому. Изменить выбранную учетную политику можно только в двух случаях:

1) при изменении применяемых методов учета;

2) при изменении законодательства о налогах и сборах.

В первом случае изменения в учетную политику для целей налогообложения принимаются с начала нового налогового периода, то есть со следующего года. Во втором случае - не ранее момента вступления в силу указанных изменений.

Эти положения применяются к налогу на прибыль организаций.

Изменение учетной политики применительно к НДС возможно только с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Иными словами, один раз в год. Других вариантов главой 21 НК РФ не предусмотрено.

Есть элементы учетной политики, которые налогоплательщик изменить не вправе. Например, метод определения количества добытого полезного ископаемого, указанный в главе 26 Кодекса. Этот метод организация применяет в период ведения деятельности по добыче полезного ископаемого. Изменить данный метод можно только в случае внесения поправок в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением технологии их добычи. В подобной ситуации либо утверждается новый приказ об учетной политике, либо вносятся изменения в прежний.

Поскольку в налоговом учете, впрочем, как и в бухгалтерском, применяется принцип последовательности учетной политики, принимать новую учетную политику каждый год не нужно. Налоговая политика, срок действия которой в приказе не ограничен календарным годом, применяется вплоть до момента утверждения новой учетной политики. Проще говоря, утвердить учетную политику для целей налогообложения можно раз и навсегда, а при необходимости - вносить в нее поправки. Однако налоговое законодательство постоянно меняется и внесения поправок в прежнюю учетную политику бывает недостаточно. Может возникнуть необходимость в принятии новой учетной политики. Поэтому нужно отслеживать изменения, происходящие в налоговом законодательстве, и корректировать учетную политику для целей налогообложения.

Вновь созданные организации применяют учетную политику с момента создания. Срок для утверждения учетной политики такой категорией налогоплательщиков прямо установлен только для целей исчисления НДС - не позднее окончания первого налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ). Впрочем, глава 25 Кодекса содержит обязанность налогоплательщика определять и закреплять в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения новых видов деятельности. Понятно, что для вновь созданной организации любые виды деятельности будут новыми. Кстати, если в учетной политике не предусмотрены необходимые элементы, в качестве дополнения к ней должны быть приняты принципы и порядок отражения новых видов деятельности.

Обратите внимание: учетная политика организации едина и распространяется на все ее обособленные подразделения - как уже существующие, так и вновь созданные. Это общий принцип. В отношении НДС он прямо закреплен в пункте 12 статьи 167 НК РФ.

Структура учетной политики

Учетная политика для целей налогообложения, как и любой другой документ, имеет свою структуру и состоит, как правило, из двух разделов.

Первый раздел общий. В нем устанавливаются правила ведения налогового учета, указываются лица, ответственные за его ведение, и т. д. Если в состав организации входят обособленные подразделения, то в учетной политике закрепляется срок представления сведений в головной офис для сводного учета по организации в целом.

Во втором разделе приводятся правила формирования налоговой базы по конкретным налогам. Группировать эти правила целесообразно по видам налогов.

На сегодняшний день выбор положений, которые можно закрепить в учетной политике для целей налогообложения, частью второй Налогового кодекса предусмотрен, в частности:

Для налога на добавленную стоимость;

Налога на прибыль организаций;

Налога на добычу полезных ископаемых;

Акцизов;

Налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Положения, которые необходимо закреплять в учетной политике, в большинстве своем перечислены в главе 25 НК РФ. В других главах Кодекса подобных норм намного меньше.

Все элементы учетной политики по каждому налогу условно подразделяются на две группы:

1) основную . Это элементы учетной политики, обязательного наличия которых требует Налоговый кодекс либо на которые в нем есть прямые ссылки;

2) дополнительную . Это элементы учетной политики, которые не являются обязательными либо которые прямо не отнесены Налоговым кодексом к элементам учетной политики, но в нем предусмотрена норма, позволяющая налогоплательщику выбрать один из предложенных вариантов.

Следует отметить, что не все элементы даже из основной группы нужно закреплять в учетной политике. Некоторые из них не являются обязательными, так как находятся в прямой зависимости от наличия у организации закрепляемого элемента. Нет необходимости включать способы налогового учета объектов, которые отсутствуют в организации, даже если они относятся к основной группе. При возникновении новых фактов хозяйственной деятельности порядок их учета организация отражает в дополнении к учетной политике для целей налогообложения.

При формировании учетной политики нужно учитывать следующее. Если Налоговый кодекс не предусматривает выбор налогоплательщиком того или иного варианта формирования налоговой базы, такие вопросы в учетной политике не отражаются.

Обязан ли налогоплательщик представлять учетную политику в налоговые органы

Основные обязанности налогоплательщика предусмотрены в статье 23 части первой НК РФ. Об обязанности представлять учетную политику в налоговые органы сразу же после ее утверждения не упоминается ни в первой, ни во второй части Кодекса. Получается, что представлять приказ об учетной политике в налоговый орган организация не должна.

Однако при проведении налоговой проверки (как выездной, так и камеральной) должностное лицо налогового органа вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые документы. При наличии адресованного налогоплательщику требования о представлении учетной политики документ надлежит подать в налоговый орган в пятидневный срок. В противном случае налогоплательщик будет привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 126 НК РФ, в виде штрафа в размере 50 руб. Кроме того, пунктом 1 статьи 15.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность для должностных лиц в виде штрафа в размере от трех до пяти МРОТ.

О порядке формирования элементов учетной политики см на с. 54. - Примеч. ред .

Псковский государственный университет

Контрольная работа

Налоги и налогообложение

Тема: Учетная политика для целей налогообложения

Введение

Глава 1. Учетная политика для целей налогообложения

    1. Сущность и задачи учетной политики организации

    2. Формирование учетной политики и ее основные элементы

    3. Факторы, влияющие на выбор учетной политики

Глава 2. Практическая часть

Заключение

Приложение

Список используемой литературы

Введение

Важными решениями, которые принимаются руководством организации, являются составление и утверждение учетной политики для налогового учета. При формировании учетной политики для целей налогообложения нужно исходить из того, что грамотно сформированная учетная политика может помочь в решении такой немаловажной задачи для организации, как оптимизация налогообложения. Искусство формирования учетной политики заключается в выборе оптимальных для данной организации способов учета, позволяющих на законном основании снизить налоговую нагрузку.

К перечню мероприятий, позволяющих сэкономить на налогах с помощью учетной политики, относятся оценка используемых элементов учетной политики и анализ использования возможных альтернативных вариантов. Все вопросы определения доходов и расходов, их признания, оценки, распределения, учета, неясно или неоднозначно прописанные в НК РФ, либо не прописанные вообще, должны становиться вопросами учетной политики. И если они будут согласованы с другими нормами действующего законодательства, то учетная политика поможет снизить налоговые платежи и выиграть спор с налоговым органом.

Налогоплательщик самостоятельно в установленных НК РФ рамках разрабатывает и утверждает элементы учетной политики. Наибольшее количество положений, подлежащих закреплению в учетной политике, касается исчисления налога на прибыль.

Однако следует отметить, что значение учетной политики для целей налогообложения недооценивается многими предприятиями, в которых к её разработке относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных элементов.

Актуальность данной темы заключается в необходимости исследования вопросов формирования оптимальной учетной политики для целей налогообложения прибыли, моделировании критериев ее разработки и принципов формирования в соответствии с видами деятельности организации.

Целью написания данной курсовой работы является подробное изучение элементов учетной политики для целей налогообложения прибыли организаций.

Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

раскрыть сущность учетной политики для целей налогообложения;

дать характеристику элементам учетной политики для целей налогообложения прибыли;

рассмотреть учетную политику в целях налогообложения как инструмент налогового планирования при переходе с упрощенной системы налогообложения на общий налоговый режим.

Предметом исследования являются отношения государства и налогоплательщика при взимании налога на прибыль.

Объектом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие порядок формирования учетной политики для целей налогообложения прибыли.

В процессе исследования применялись общенаучные методы: анализа и синтеза, сравнения, индукции и дедукции.

Теоретической базой при написании работы явились законодательные и нормативные акты, источники научной литературы, а также статьи в периодической печати.

      Сущность и задачи учетной политики организации

Варианты методов налогового учета появлялись в НК РФ постепенно.

Учетная политика для целей налогообложения появилась значительно позже бухгалтерской.

Первое упоминание о необходимости организации учетной политики в целях налогообложения содержалось в главе 21 НК РФ, вступившей в действие с 1 января 2001 года. Затем требования об определении вариантов учета для целей налогообложения появились в главе 25 НК РФ, вступившей в силу с 2002 года, и уже потом в отношении специальных налоговых режимов - с 2003 года. И только Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ в законодательство о налогах и сборах было введено понятие "учетная политика для целей налогообложения".

В соответствии с терминологией, приведенной в пункте 2 статьи 11 НК РФ, под учетной политикой для целей налогообложения понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Учетная политика формируется главным бухгалтером организации (фирмой, осуществляющей бухгалтерский учет на предприятии) на основе нормативных актов по бухгалтерскому учету и утверждается руководителем организации. При этом в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» N 129-ФЗ утверждаются:

    рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

    формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

    методы оценки активов и обязательств;

    порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

    правила документооборота и технология обработки учетной информации;

    порядок контроля за хозяйственными операциями;

    другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Процесс формирования учетной политики организации включает:

    определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;

    выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится выбор способов ведения бухгалтерского учета;

    выбор и обоснование исходных положений построения учетной политики;

    идентификация потенциально пригодных для применения организацией способов ведения бухгалтерского учета по каждому приему метода учета и для каждого объекта учета;

    отбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения организацией в их взаимосвязи;

    оформление избранной учетной политики.

Учетная политика составляется для решения четырех основных задач:

1. Выбор одного из нескольких взаимоисключающих вариантов учета, присутствующих в законодательстве. Если организация не внесет нужный элемент в учетную политику, то налоговый учет будет вообще невозможен. Классический пример - выбор метода оценки стоимости покупных товаров (по стоимости товаров, первых по времени приобретения (ФИФО); по средней стоимости; по стоимости единицы товара).

2. Отказ от метода учета, предусмотренного «по умолчанию». Если налогоплательщик хочет воспользоваться альтернативным вариантом, предусмотренным в Налоговом кодексе, он должен об этом заявить в своей учетной политике.

Например, есть два варианта учета в расходах процентов по займам/кредитам: либо по реально заплаченным процентам, либо по расчетной ставке рефинансирования. Если не отразить метод списания в учетной политике, то списать на расходы можно будет только по 1,1 расчетной ставки рефинансирования (сейчас она составляет 11% годовых). Отразив – по реальным процентам, что значительно выгоднее.

3. Сближение бухгалтерского и налогового учета, а, соответственно, уменьшение объема работы бухгалтера. Налоговые консультанты часто предлагают директорам пристально изучить ученую политику, даже приводят инструкции какие строки с какими надо сравнивать, чтобы выявить, что бухгалтерия делает как проще, а не как выгоднее. Следует иметь в виду, что конечная стоимость больших различий в налоговом и бухгалтерском учете и, как следствие, повышение вероятности ошибок, увеличение времени на само ведение учета может свести на нет всю экономию.

4. Минимизация ожидаемых (прогнозируемых) налогов. Грамотная учетная политика позволит реально уменьшить налоговые выплаты. Например, при отнесении затрат на производство/реализацию, можно установить для налогового учета иной перечень прямых расходов чем для бухгалтерского учета. В этом случае списание затрат можно будет осуществить сразу, не растягивая на длительный период, минимизировав таким образом налоговые выплаты. Однако следует понимать, что возникает разница между бухгалтерским и налоговым учетом, а бухгалтеру придется выполнять дополнительную работу, применяя ПБУ 18/02, призванное согласовать разницу учетов.

Отметим, что само понятие учетной политики для целей налогообложения в действующем налоговом законодательстве на данный момент отсутствует. Однако с 1 января 2007 года оно появилось в Налоговом кодексе. Ведь пункт 2 статьи 11 кодекса дополнен таким абзацем: “учетная политика для целей налогообложения определяется как выбранная фирмой совокупность допускаемых кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения”. Кроме того, это понятие включает в себя “учет иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика” 2 .

Обычно налоговая учетная политика состоит из трех основных разделов:

      принципы ведения налогового учета;

      методы расчета того или иного налога;

      регистры налогового учета.

Раньше одним из основных положений учетной политики был метод расчета НДС (кассовый или начисления). С этого года все обязаны платить налог только по методу начисления. Следовательно, устанавливать данный способ в учетной политике не нужно. Еще несколько слов об НДС. Если фирма ведет операции, как облагаемые так и не облагаемые этим налогом, вам следует определить порядок их раздельного учета. Основная часть учетной политики будет касаться налога на прибыль.

Учетная политика для целей налогообложения появилась значительно позже бухгалтерской, однако недооценивать ее значение было бы неправильно.

Ведь именно порядок налогового учета непосредственно влияет на правильность определения сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, а допущенные ошибки в учете могут стоить очень дорого.

Принципы построения учетной политики в целях налогового учета "разбросаны" по различным главам НК РФ. И зачастую бухгалтеры полагают, что налоговая учетная политика существует только в рамках учета по налогу на прибыль. Вместе с тем анализ норм законодательства о налогах и сборах показывает, что право выбора у налогоплательщика (варианта учета) существует в том или ином виде независимо от применяемой организацией системы налогообложения.

От выбора, сделанного руководством организации при формировании учетной политики, в немалой степени зависят суммы налогов, перечисляемых в бюджет, а также время их уплаты. Следовательно, именно налоговая учетная политика является одним из законных инструментов оптимизации налогообложения, что особенно важно в условиях экономической нестабильности.

В ряде случаев бухгалтерская и налоговая политика взаимозависимости. И только при их продуманном сочетании будет возможна оптимизация налогообложения. Например, если вести речь о налоге на имущество, то следует напомнить, что налоговая база по данному налогу рассчитывается исходя из остаточной стоимости имущества, учитываемого в качестве основных средств, определяемой по данным бухгалтерского учета. Соответственно, на сумму налога, подлежащего уплате в бюджет, оказывает непосредственное влияние порядок организации учета основных средств, определенный в бухгалтерской учетной политике.

Таким образом, в текущей ситуации без грамотно составленного приказа об учетной политике как в части бухгалтерского учета, так и налогообложения не обойтись.

контрольная работа

1.2 Структура и состав учетной политики для целей налогообложения

Учетная политика для целей налогообложения, как и любой другой документ, имеет свою структуру и состоит из двух разделов.

Первый раздел общий. В нем устанавливаются правила ведения налогового учета, указываются лица, ответственные за его ведение. Если в состав организации входят обособленные подразделения, то в учетной политике закрепляется срок представления сведений в головной офис для сводного учета по организации в целом.

Во втором разделе приводятся правила формирования налоговой базы по конкретным налогам. Группировать эти правила целесообразно по видам налогов.

На сегодняшний день выбор положений, которые можно закрепить в учетной политике для целей налогообложения, частью второй Налогового кодекса предусмотрен, в частности:

1. для налога на добавленную стоимость;

2. налога на прибыль организаций;

3. налога на добычу полезных ископаемых;

4. акцизов;

5. налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

учетная политика налогообложение земельный

Положения, которые необходимо закреплять в учетной политике, в большинстве своем перечислены в главе 25 НК РФ. В других главах Налогового Кодекса подобных норм намного меньше.

Все элементы учетной политики по каждому налогу условно подразделяются на две группы:

1) основная группа - это элементы учетной политики, обязательного наличия которых требует Налоговый кодекс либо на которые в нем есть прямые ссылки;

2) дополнительная группа - это элементы учетной политики, которые не являются обязательными либо которые прямо не отнесены Налоговым кодексом к элементам учетной политики, но в нем предусмотрена норма, позволяющая организации выбрать один из предложенных вариантов.

Не все элементы даже из основной группы нужно закреплять в учетной политике. Некоторые из них не являются обязательными, так как находятся в прямой зависимости от наличия у организации закрепляемого элемента. Нет необходимости включать способы налогового учета объектов, которые отсутствуют в организации, даже если они относятся к основной группе. При возникновении новых фактов хозяйственной деятельности порядок их учета организация отражает в дополнении к учетной политике для целей налогообложения.

При формировании учетной политики нужно учитывать следующее. Если Налоговый кодекс не предусматривает выбор налогоплательщиком того или иного варианта формирования налоговой базы, такие вопросы в учетной политике не отражаются.

Единый социальный налог

Учетная политика -- это план работы на год не только финансовых и бухгалтерских служб, но и всей организации в целом. Насколько точно все тонкости учетной работы, обусловленные спецификой деятельности организации...

Но не всегда налоговое законодательство предусматривает вариантные способы учета отдельных операций. Примером является раздельный учет для целей исчисления НДС при совершении облагаемых и необлагаемых операций (п. 4 ст. 149, п. 4 ст. 170 НК РФ)...

Полнота составления учетной политики для целей налогового планирования на примере ООО "Нептун"

Проверка полноты включения доходов и снижения налогооблагаемой базы за счет расходов установила следующее: ООО "Нептун" не включил в состав доходов следующие виды доходов: неустойку (штраф, пеню) с покупателей продукции...

Порядок организации налогообложения инвестиционной деятельности на примере ООО "Глобус"

Ответственность за организацию налогового учета в ООО "Глобус" возлагается на главного бухгалтера. Налоговый учет на предприятии ведется на основании данных регистров бухгалтерского учета посредством составления бухгалтерских справок...

Учет налога на добавленную стоимость

Налоговая учетная политика - принятый налогоплательщиком (налоговым агентом) документ, устанавливающий порядок ведения налогового учета с соблюдением требований настоящего Кодекса...

Учетная политика для целей налогообложения. Земельный налог

Очень важным вопросом организации и ведения бухгалтерского учета на предприятии является принятие учетной политики. Наличие на предприятии учетной политики - это одновременно и право, и обязанность предприятия...

Учетная политика предприятия и оптимизация налоговых платежей

Формирование учетной политики для целей налогообложения в организации

Термин «учетная политика предприятия» появился в конце восьмидесятых годов ХХ века в качестве вольного перевода на русский язык словосочетания «accounting policies» - учетная политика. В начале 1992 г...

Формирование учетной политики для целей налогообложения в организации

Учетная политика для целей налогообложения это обязательные для организации правила...

Формирование учетной политики для целей налогообложения в организации

Распространенным является мнение, согласно которому учетная политика необходима только для обычных коммерческих предприятий. Следует отметить, что отдельные элементы учетной политики должны быть установлены и в иных организациях...

Формирование учетной политики для целей налогообложения в организации

Формирование учетной политики для целей налогообложения в организации

При формировании учетной политики для целей налогообложения необходимо знать ответы на четыре вопроса. а) когда необходимо утверждать учетную политику? Учетная политика утверждается приказом...

Формирование учетной политики для целей налогообложения в организации

Для того...

Функционирование налога на прибыль в современной системе налогообложения

Курсовая работа сделана на материалах ООО «Казантип». Поэтому прежде, чем ознакомиться с Приказом об учетной политике, дадим краткую характеристику организации...

Понятие "учетная политика для целей налогообложения" было введено гл.21 Налогового кодекса РФ "О налоге на добавленную стоимость". В ст.167 "Момент определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг)" НК РФ определены общие положения по формированию учетной политики для целей налогообложения.

Учетная политика для целей налогообложения - это совокупность способов ведения налогового учета имущества, хозяйственных операций, доходов и расходов с целью формирования достоверной информации о прибыли организации в налоговой декларации.

Учетная политика для целей налогообложения должна раскрывать подходы организации при решении следующих вопросов:

определение налоговой базы по налогу на прибыль;

формирование налоговых обязательств перед бюджетом;

оценка имущества;

распределение убытков между налоговыми периодами.

В гл.25 НК РФ не указано, на кого возложена обязанность по формированию учетной политики. Эта работа может выполняться тем структурным подразделением организации, которому поручено ведение налогового учета.

В процессе формирования учетной политики должны быть обоснованы организационно - технические и методические аспекты налогового учета:

порядок организации налогового учета;

принципы и порядок налогового учета видов деятельности, осуществляемых налогоплательщиком;

формы аналитических регистров налогового учета;

технология обработки учетной информации;

способы ведения налогового учета;

другие аспекты, необходимые для ведения налогового учета.

Если организация осуществляет несколько видов деятельности, то в учетной политике необходимо раскрыть особенности налогового учета доходов и расходов по каждому из них.

Принятая учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации и применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя. Учетная политика для целей налогообложения вновь созданной организации утверждается не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организации. Учетная политика для целей налогообложения обязательна для всех обособленных подразделений организации.

После принятия гл.25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ к понятию "учетная политика для целей налогообложения" добавились такие новые понятия, как "налоговый учет", "система налогового учета", "аналитические регистры налогового учета".

В учетной политике для целей налогообложения организация-налогоплательщик отражает порядок ведения налогового учета в соответствии с правилами, определенными гл.25 НК РФ. Приложениями к учетной политике для целей налогообложения устанавливаются формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов, разрабатываемых налогоплательщиком самостоятельно. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.


Изменения в учетную политику вносятся в случае изменения законодательства и применяемых методов налогового учета в установленные законодательством сроки. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения принимается при изменении:

законодательства о налогах и сборах - с момента вступления в силу измененных или вновь введенных норм законодательства;

применяемых методов учета - с начала нового налогового периода.

Действующим законодательством не предусмотрена обязательность представления учетной политики организации для целей налогообложения и вносимых в нее изменений налоговым органам. Не определены четко состав и структура учетной политики для целей налогообложения. Поэтому налогоплательщик может самостоятельно принять решение об утверждении единой учетной политики организации для целей налогообложения. На практике организации часто составляют не только единую учетную политику для целей налогообложения, но и общую учетную политику для целей бухгалтерского и налогового учета, выделяя в ней два самостоятельных раздела: первый - по правилам ведения бухгалтерского учета, второй - по правилам ведения налогового учета. Такой подход позволяет избежать дублирования положений, норм, правил, способов, методов, применяемых в бухгалтерском и налоговом учете.

В учетной политике для целей налогообложения организации необходимо отразить методику определения величин, формирующих налоговую базу (методологические приемы и способы налогового учета), и общий порядок ведения налогового учета (организационно-технические способы ведения налогового учета). Одновременно приложениями к учетной политике для целей налогообложения утверждаются формы аналитических регистров налогового учета, которые налогоплательщик разрабатывает самостоятельно.

В ряде статей гл.25 НК РФ содержится прямое указание на необходимость отражения в учетной политике для целей налогообложения применяемых налогоплательщиком методологических приемов и способов налогового учета (порядок признания доходов и расходов, специальные коэффициенты, предельные величины расходов и др.) как обязательных элементов учетной политики. К их числу относятся методологические приемы и способы налогового учета, приведенные в таблице.

В гл.25 НК РФ также предусмотрены методы, правила и способы, обязательность отражения которых в учетной политике для целей налогообложения при этом не установлена. Налогоплательщик может определить самостоятельно те положения, которые он включит в свою учетную политику для целей налогообложения наряду с элементами учетной политики, приведенными в таблице 39.

Приведем методологические приемы и способы налогового учета доходов и расходов, не определенные в гл.25 НК РФ как обязательные элементы учетной политики организации для целей налогообложения, и варианты (условия) их применения.

Таблица 39

Способы ведения налогового учета

Объект учетной политики Варианты применения Обоснование, НК РФ
1. Применяемый организацией метод оценки сырья и материалов, избранный ею в целях определения размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг) 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. Метод оценки стоимости единицы запасов Метод оценки по средней стоимости Метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО) Метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО)
2. Порядок начисления амортизации основных средств 2.1. 2.2. Начислять амортизацию по нормам амортизационных отчислений ниже установ ленных в соответствии со ст.259 НК РФ Не начислять амортизацию по нормам амортизационных отчислений ниже установлен ных в соответствии со ст.259 НК РФ
3. Порядок включения в состав прочих расходов по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг) расходов на освоение природных ресурсов 3.1. 3.2. Включать равномерно в течение 12 месяцев Включать равномерно в течение пяти лет, но не более срока эксплуатации
4. Предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов по гарантийному обслуживанию и гарантийному ремонту
5. Метод оценки покупных товаров, на стоимость приобретения которых налогоплательщик вправе уменьшить доходы от реализации данных товаров 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. По стоимости первых по времени приобретения (ФИФО) По стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО) По средней стоимости По стоимости единицы
6. Метод списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг при реализации или ином выбытии ценных бумаг 6.1. 6.2. 6.3. По стоимости первых по времени приобретения (ФИФО) По стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО) По стоимости единицы
7. Норматив отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств В случае принятия налогоплательщиком решения о создании такого резерва
8. Предельная сумма и ежемесячный процент отчислений в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работников, резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год В случае принятия налогоплательщиком решения о создании такого резерва 324.1

Перечень аналитических регистров налогового учета, применяемых организацией, приводится в виде приложения к учетной политике для целей налогообложения. Статьи 313 и 314 НК РФ определяют два возможных способа обобщения информации для целей налогообложения: 1) налогоплательщик дополняет применяемые регистры бухгалтерского учета, если в них содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями гл.25 НК РФ, формируя тем самым регистры налогового учета; 2) ведет самостоятельные регистры налогового учета.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты: наименование; период (дату) составления; измерители операции в натуральном (если это возможно) и денежном выражении; наименования хозяйственных операций; подписи (расшифровки подписей) лиц, ответственных за составление указанных регистров.

В учетной политике для целей налогообложения следует также отразить применяемый налогоплательщиком способ ведения аналитических регистров налогового учета: с использованием компьютерных программ или ручным способом.

Контрольные вопросы

1. Из каких разделов состоит учетная политика для целей бухгалтерского учета.

2. Какие документы утверждаются при формировании учетной политики.

3. Что такое учетная политика для целей налогообложения.

4. Перечислите способы ведения налогового учета.

5. Перечислите способы организации и ведения бухгалтерского учета.