Ремонт авто Уход за... Обзоры авто

Комиссар иностранных дел ссср 1918. Народный комиссариат иностранных дел усср

1. НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ РСФСР ПО ИНОСТРАННЫМ ДЕЛАМ

Наркомат по инделам РСФСР НКИД РСФСР (1917-1922 гг.)

Начал функционировать фактически лишь с ноября (середины - конца) 1917 г. из-за саботажа чиновников старого аппарата МИД России.

В течение ноября реорганизация аппарата НКИД была проведена Н.Г. Маркиным (1893-1918 гг.), матросом Балтфлота, членом РКП (б) с 1916 г., который как контролер НКИД взял на себя груз всей черновой работы по чистке и созданию режима нормальной работы НКИД, освободив Л.Д. Троцкого от этой трудной функции. Н. Г. Маркин провел и первое опубликование секретных (тайных) договоров царской России с Антантой.

Наряду с центральным аппаратом НКИД в Москве были открыты представительства уполномоченных НКИД в Петрограде, Архангельске, Ташкенте по поддержанию отношений с местными правительствами и зарубежными странами соответствующих регионов. Так, Петроград сносился с Финляндией и Эстонией, Архангельск - с Норвегией, Ташкент - с Бухарой, Хивой. В 1919 г. были открыты первые постпредства в Швейцарии и Германии, генконсульства в Берлине, Стокгольме, Вене, Иране, Афганистане, в 1920 г. в Турции, Финляндии, Латвии, Литве, Эстонии были открыты полпредства и торгпредства.

Центральный аппарат НКИД РСФСР (1917-1922 гг.)

2. Заместитель наркома.

3. Секретариат НКИД.

4. Отделы НКИД по региональному признаку:

а) Отдел Запада (с 1921 г. - Политический отдел по делам Запада. В него входили страны Западной, Южной и Северной Европы, атакже все западные соседи СССР - лимитрофы Прибалтики и Польша);

б) Отдел Средней Европы (в него входили страны Центральной Европы - Германия, Австрия, Венгрия, Чехословакия);

в) Отдел нейтральных стран;

г) Румынский отдел;

д) Украинский отдел;

е) Отдел Востока.

5. Отделы по отраслям дипслужб:

а) Экономико-правовой отдел;

б) Отдел виз;

в) Отдел дипкурьеров;

г) Информационное бюро.

6. Временный отдел по особым проблемам:

Бюро по делам военнопленных.

7. Административно-хозяйственная часть;

а) Отдел личного состава;

б) Финансовый отдел;

в) Отдел денежных ссуд и переводов;

г) Хозяйственный отдел.

2. НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР (1923-1940 гг.)

Наркоминдел СССР

НКИД СССР

Был реорганизован из НКИД РСФСР 6 июля 1923 г. На IV сессии ЦИК СССР было утверждено Положение о НКИД СССР, заменившее прежнее Положение о НКИД союзных республик (12 ноября 1923 г.) (см. Вестник ЦИК, СНК и СТО.- 1923-1924. - № 10.-С, 299).

Центральный аппарат НКИД СССР (1923-1940 гг.)

1. Нарком (народный комиссар).

2. Два-три заместителя наркома.

3. Коллегия наркомата (10 чел., не более) (коллегия существовала до 1934 г., в 1934-1938 гг. была упразднена, в 1938 г. - возобновлена).

4. Секретариат.


Региональные отделы НКИД (по странам):

а) 1-й Западный отдел (Прибалтика, Скандинавия, Польша);

б) 2-й Западный отдел (Центральная Европа, Балканы);

в) 3-й Западный отдел (США, Англия, Франция, Бельгия, Италия, Испания и все испаноязычные страны Южной Америки);

г) 1-й Восточный отдел (Ближний и Средний Восток, Турция, Иран, Афганистан, Йемен, Неджд и др.);

д) 2-й Восточный отдел (Дальний Восток - Китай, Япония и др.).


Отделы по отраслям деятельности:

а) Отдел печати;

б) Правовой отдел;

в) Консульский отдел;

г) Протокольный отдел;

д) Экономическая часть (вопросы экономических отношений).


а) Отдел кадров;

б) Финансовый отдел;

в) Хозяйственный отдел (АХО);

г) Отдел по учету государственных имуществ;

д) Учебный отдел;

е) Литиздат НКИД. Существовал фактически с 1923 по 1934 г. Устав Литиздата НКИД был утвержден 18 мая 1927 г.


Реорганизация НКИД РСФСР в НКИД СССР состояла не только в перестройке и расширении центрального аппарата в Москве, но и в том, что НКИД СССР с 6 июля 1923 г. брал в свое ведение руководство теми сношениями с зарубежными странами, с которыми устанавливали дипотношения союзные республики помимо РСФСР и с которыми эти республики вели дела до своего вступления в Союз ССР.

Так, УССР имела отношения с Польшей, Германией, Австрией, Италией, Чехословакией, Турцией; БССР - с Польшей, Германией; ЗСФСР - с Германией, Турцией; Грузия - с Чехословакией.

Тем самым СССР еще до «эры признания» вступил в отношения с Германией, Польшей, Турцией, Чехословакией, Австрией, Италией, Ираном.

В 20-30-х гг., накануне второй мировой войны, НКИД СССР в основном сохранял вышеуказанную структуру, но в его крупных подразделениях - отделах - началось разукрупнение в связи с ростом объема работы, происходившим вслед за полосой признания СССР в 1924 г.

К началу 1924 г. СССР имел дипломатические отношения с 10 государствами, с теми, с которыми непосредственно граничил: Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Турцией, Ираном, Монголией, Афганистаном, а из непограничных стран - с одной лишь Германией. За 1924 г. были установлены отношения с 12 государствами: Англией, Италией, Австрией, Швецией, Норвегией, Данией, Грецией, Францией в Европе, а из азиатских - с Китаем, Японией, Хиджазом (Аравией) и в Америке - с Мексикой.

Первая реорганизация структуры центрального аппарата НКИД была предпринята в 1925 г. Она учитывала происшедшие изменения и шла по линии количественного увеличения подразделений центрального аппарата путем механического преобразования ряда подотделов в самостоятельные отделы. Так, например, подотдел Скандинавских стран в составе 1-го Западного отдела НКИД был преобразован в самостоятельный отдел Скандинавских стран, а подотдел стран-лимитрофов был «поднят» до ранга Отдела Прибалтийских стран. Аналогичные перемены происходили и в других крупных отделах.

Такое положение, т. е. новое структурное деление НКИД, сформированное в 1925 г., сохранялось до 1934 г. неизменным.

В годы мирового экономического кризиса обнаружились некоторые новые сдвиги в международных отношениях: увеличилось число стран, с которыми СССР установил дипломатические отношения, произошла перегруппировка стран на международной арене, изменилось соотношение сил между отдельными группами стран, сложилась иная расстановка сил в капиталистическом мире. Все эти перемены были учтены при корректировке соотношения между отделами НКИД и отчасти нашли отражение в изменении личного состава и даже в смене названия некоторых отделов, но основа структуры НКИД, заложенная в 1925 г., оставалась незыблемой. Более явной, более видимой стала лишь ориентация на Европейские отделы как на основное поле деятельности советской дипломатии, что объяснялось двумя обстоятельствами: во-первых, тем, что главный узел напряженности находился в Европе в связи с созданием фашистской Германии и ростом внешнеполитической активности фашистских государств, и, во-вторых, тем, что США и находившиеся в орбите американской политики страны Северной и Южной Америки фактически устранялись от участия в международной жизни Европы (изоляционизм) и одновременно продолжали занимать враждебную позицию в отношении СССР: к 1933 г. лишь одни США из числа крупных капиталистических держав продолжали отказываться от признания СССР и от установления с нашей страной нормальных дипломатических отношений. Такое признание последовало 16ноября 1933 г., и это вызвало необходимость создания в Центральном аппарате НКИД особого Североамериканского отдела.

За этими частными исключениями структура НКИД вплоть до второй мировой войны не подвергалась серьезным изменениям.

Реорганизации НКИД были предприняты трижды в течение второй мировой войны в связи созначительными изменениями в международной обстановке: в 1939 г., в 1941 г. и в 1944 г. Суть этих реорганизаций состояла в переформировании Европейских отделов таким образом, чтобы они в каждый конкретный исторический момент отвечали по своему составу стран той реальности, которая складывалась на политической карте Европы. Последняя реорганизация 1944 г. учитывала те изменения на мировой арене, которые вытекали из разгрома гитлеровской Германии и из договоренностей СССР с союзниками по антифашистской коалиции. Учитывалось изменение роли малых стран в Европе, их региональное тяготение, что повлекло увеличение числа Европейских отделов.

Послевоенная организация Германии, предстоящее создание ООН, выход на международную арену национально-освободительных движений - все это нашло отражение в структуре МИД, который пришел на смену НКИД в 1946 г. и подготовка к реорганизации которого была начата в 1944 г. Одновременно 1 февраля 1944 г. был принят закон СССР о праве союзных республик вступать в непосредственные отношения с иностранными государствами, В связи с этим в республиках были образованы национальные министерства иностранных дел, правда, носившие первое время несколько формальный характер. В первую очередь собственные МИД обрели Украина и Белоруссия, являвшиеся членами ООН, а также республики Закавказья - Грузия, Армения и Азербайджан.

В 1953 г. в МИД произошли новые изменения. Прежде всего началось укрупнение Европейских отделов, их общее число сократилось, и Европа как регион вообще с этих пор стала составлять более скромную часть внешнеполитических проблем МИД СССР. Новым моментом в структуре МИД стало расширение подразделений, занимающихся проблемами Америки (Северной и Южной), Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки (особенно с 1960 г.) и Дальнего Востока, а также возникновение проблемных оперативных отделов.

Результатом всего этого процесса стала новая структура МИД СССР, сложившаяся к 1955 г. и окончательно утвердившаяся после XX съезда КПСС. Она целиком отвечала тому состоянию международных отношений, которое существовало к 1956 г. Именно эта структура МИД сохранялась практически без существенных изменений в течение 30 лет - до 1986 г.

3. МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР (с середины 50-х гг., после XX съезда КПСС)

Центральный аппарат МИД

1. Министр иностранных дел.

2. Первые заместители министра (число их не фиксировалось заранее, назначались по обстановке и надобности), обычно не более двух-трех.

3. Заместители министра (в количестве пяти-семи).

4. Члены Коллегии МИД (от трех до шести человек).

5. Генеральный секретарь МИД.

В совокупности эти пять категорий должностных лиц МИД составляли Руководство МИД СССР.

Министр утверждается Верховным Советом СССР. Назначается и освобождается от должности по представлению Председателя Совета Министров Президиумом Верховного Совета СССР с последующим внесением Указа Президиума на утверждение Верховного Совета СССР (объединенных палат, на пленарном заседании). Министр единолично отвечает за руководство министерством.

Коллегия назначается Советом Министров СССР, в ее состав входят министр, его первые заместители, заместители и несколько членов Коллегии, в том числе Генеральный секретарь. Коллегия - совещательный орган при министре. Если Коллегия не согласна с министром, то она (ее члены каждый отдельно) имеет право апеллировать в Совет Министров о своем несогласии. Но министр все равно осуществляет, проводит свое решение, одновременно сообщая Совету Министров, что Коллегия с этим его решением не согласна.

Вспомогательные и совещательные органы при Руководстве МИД:

советники при министре (число их в разное время различно, чаще всего шесть-семь из числа послов с большим стажем дипломатической работы);

Генеральный секретариат (основные функции: контроль, проверка исполнения во всем аппарате МИД, информация посольств и миссий СССР за рубежом по всем вопросам внутренней и внешней политики СССР, организация делопроизводства и всей внутренней оперативной работы МИД).

Оперативные дипломатические отделы МИД

1. Территориальные отделы (всего 12 отделов):

1) 5 европейских отделов:

а) 1-й Европейский;

б) 2-й Европейский;

в) 3-й Европейский;

г) 4-й Европейский;

д) 5-й Европейский.

2) Отдел Скандинавских стран (ОСС) - Дания, Швеция, Норвегия, Исландия, Финляндия. Вопросы, касающиеся Свальбарда (Шпицберген) и выполнения договора о демилитаризации Аландских островов. Вопросы, затрагивающие Полярный бассейн и Гренландию;

3) Отдел стран Америки (ОСА) - США и страны Латинской Америки: Центральной, Карибского бассейна и Южной;

4) Отдел стран Ближнего Востока (ОБВ);

5) Отдел стран Среднего Востока (ОСВ);

6) Отдел Юго-Восточной Азии (ОЮВА);

7) Отдел стран Африки (ОА);

8) Дальневосточный отдел (ДО).

2. Функциональные отделы (всего 6):

1) Консульское управление;

2) Протокольный отдел;

3) Отдел печати (все вопросы печати внешней ивнутренней в аспекте внешней политики);

4) Отдел международных организаций;

5) Отдел международных экономических организаций;

6) Договорно-правовой отдел.

Оперативные недипломатические отделы:

1) Управление кадров;

2) Отдел дипломатической связи (дилпочта);

3) Архивное управление (АУ), Комиссия по изданию дипломатических документов при АУ;

4) Центральная научная библиотека МИД (ЦНБ);

5) Управление учебными заведениями:

а) Высшая дипломатическая школа (ВДШ);

б) Московский государственный институт международных отношений (МГИМО);

в) Курсы иностранных языков - школа переводчиков;

г) Техкурсы (секретари, делопроизводители, машинистки).

Административно-хозяйственные отделы:

1) Управление делами;

2) Валютно-финансовое управление;

3) Управление по делам обслуживания дипломатического корпуса (УПДК).

4. МИД СССР В ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ

В 1988-1989 гг.структура МИД претерпела резкие изменения: были созданы новые управления, отделы, подразделения. В результате к декабрю 1989 г. МИД имел следующую структуру, которая, однако, не продержалась неизменной и года (до декабря 1990 г.).

Руководство:

Министр, его первый заместитель и 11 заместителей - всего 13 чел. В состав руководства входит также Коллегия МИД, состоящая из предыдущих 13 человек, которые входят в нее по должности, и из 13 человек, как правило, начальников управлений (но далеко не всех) и начальников некоторых отделов. Поскольку член Коллегии - это не штатное, а престижное должностное поручение, то ни сама Коллегия, ни число ее членов, ни тем более указание на совмещаемые ими основные их должности в официальный перечень личного состава МИД не входят. Не каждый начальник управления и далеко не каждый заведующий отделам является членом Коллегии, а главное - не обязательно члены Коллегии должны представлять одни и те же подразделения МИД в любой данный момент. Назначение членом Коллегии зависит как от складывающейся международной конъюнктуры, от важности того или иного отдела или управления, так и от личных качеств того или иного руководителя управления (так, на 1 июля 1991 г. в состав Коллегии МИД входили (кроме министра и его заместителей):

1) начальник общего секретариата;

2) начальник управления стран Восточной Европы;

3) зав. 3-м европейским отделом;

4) начальник управления кадров;

5) начальник управления оценок и планирования;

6) начальник управления по работе с совпосольствами;

7) начальник управления информации;

8) начальник управления государственного протокола;

9) председатель Комиссии СССР по делам ЮНЕСКО;

10) руководитель научно-координационного центра;

11) ректор Дипломатической академии;

12) ректор МГИМО;

13) главный редактор журнала «Международная жизнь»).

В состав руководства входит также и постоянный представитель СССР в ООН. Как правило, начиная с середины 60-х годов это - один из заместителей министра иностранных дел, и он уже как таковой, по должности, входит в состав Коллегии. Таким образом, в целом руководство МИД - это коллектив в 26 человек.

К этому коллективу примыкают в качестве консультантов иисполнителей наиболее важных поручений руководства МИД и правительства СССР советники министра, число которых не всегда строго зафиксировано, но которое не превышает 10 человек, чаще всего - 8, а также послы по особым поручениям-10 человек, т. е. еще 18-20 человек с совещательным голосом при решении важных дел руководства. Эти почти полсотни человек и составляют мозг и сердце МИД СССР. Координирует и обеспечивает бесперебойность работы МИД:

Общий секретариат:

начальник;

2 заместителя;

заведующий приемной МИД

и штат технических сотрудников.

В состав главных оперативных дипломатических органов МИД входят:

3 Европейских отдела:

1-й Европейский (романские страны Южной Европы);

2-й Европейский (Скандинавские и нейтральные страны);

3-й Европейский (Германия, Австрия);

9 региональных управлений , построенных по страноведческому принципу:

Управление социалистических стран Европы;

Управление США и Канады;

Управление латиноамериканских стран;

Управление стран Ближнего Востока и Северной Африки;

Управление стран Среднего Востока;

Управление социалистических стран Азии;

Управление стран Южной Азии;

Управление стран Тихого океана и Юго-Восточной Азии;

Управление стран Африки;

9 отраслевых управлений - по традиционным для МИД отраслям дипломатической службы:

Консульское управление;

Историко-дипломатическое управление (архивы МИД);

Международно-правовое управление (юридическое);

Управление информации {пресса, радио, ТВ);

Управление по культурным связям и Секретариат Комиссии СССР по делам ЮНЕСКО;

Управление международных организаций;

Управление по работе с советскими посольствами;

Управление государственного протокола;

Управление международных экономических отношений.

Новым явлением в структуре МИД является расширение работы проблемных подразделений и создание в связи с этим проблемных отделов и управлений . Таковы 4 управления и 2 отдела:

Управление по проблемам ограничения вооружений и разоружения;

Управление оценок и планирования;

Управление по международному гуманитарному сотрудничеству н правам человека;

Управление по вопросам международного научно-технического сотрудничества;

Отдел по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе;

Отдел по вопросам Движения неприсоединения.

Вновь были созданы также 2 отдела по связям МИД СССР с внутрисоюзными государственными структурами :

Отдел по связям с Верховным Советом СССР и межпарламентскому сотрудничеству;

Отдел по союзным республикам.

Значительно разрослись к приняли многообразные формы те подразделения МИД СССР , которые прежде занимались вопросами науки, учебных заведений, издательской деятельности и подготовки личного состава МИД :

Главное управление кадров и учебных заведений;

Научно-координационный центр;

Дипломатическая академия;

Московский государственный институт международных отношений;

Редакция журнала «Международная жизнь».

Преобразовались и вспомогательные традиционные подразделения :

Управление переводческого обеспечения и резерва международных организаций;

Отдел днпломатнческо-курьерской связи;

Отдел информатики и организации труда.

Бывшая АХЧ и административно-хозяйственные отделы также приняли более внушительный вид в связи с резким изменением объема и характера хозяйственных дел, которыми стал заниматься МИД:

Управление делами МИД;

Валютно-финансовое управление;

Управление капитального строительства и эксплуатации загранобъектов МИД СССР;

Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД СССР.


МИД СССР помимо своего центрального аппарата в Москве имеет традиционно также свои представительствав ряде городов СССР , перечень которых неоднократно менялся начиная с 1918 г. в зависимости от складывавшихся обстоятельств.

В 1990 г. МИД СССР имел представительства в следующих городах СССР:

1. В Санкт-Петербурге (традиционное, с 1918 г.)

2. В Батуми (открыто в послевоенные годы)

3. В Находке (традиционное)

4. В Одессе (традиционное)

5. В Сыктывкаре (Коми АССР) (открыто в 60-70-е гг. в связи с созданием в Коми АССР Болгарской лесозаготовительной концессии, фактически занимающей территорию всего обширного Удорского района, по площади равного Бельгии).

6. 18 нояб. 1991 г. МИД России открыл свое представительство в г. Биробиджане (Еврейская автономная республика). Представительству предоставлено право оформлять документы на выезд за рубеж и принимать иностранные делегации.


После событий 19-21 авг. 1991 г. (путч ГКЧП) начатая еще летом реорганизация МИД СССР приняла совершенно иное направление - по линии сокращения аппарата МИД и персонала посольств. А в нояб. 1991 г. было решено создать вместо МИД Министерство внешних сношений, что и произошло 4 нояб. 1991 г. на заседании Госсовета СССР.

Госсовет заслушал, обсудил и принял решение по докладу министра иностранных дел Б. Д. Панкина «Об основах дальнейшей деятельности МИД СССР и его радикальной реорганизации». В результате Госсовет пришел к выводу о необходимости сократить личный состав МИД СССР на одну треть, преобразовать его отделы и управления, а также изменить само наименование министерства, назвав его Министерством внешних сношений. Основное новшество в преобразовании МИД в МВС состоит в том, что помимо внешнеполитических функций ему были приданы функции Министерства внешнеэкономических связей - с учетом перехода к рыночным принципам как внутри страны, так и в отношениях с другими государствами. Советские торгпредства, существовавшие за границей, должны были быть упразднены и заменены торгово-экономическими отделами в советских посольствах. Центральный аппарат МИД должен был быть сокращен «побольше 30 %» (компромиссная формулировка Б. Н. Ельцина), а персонал посольств за рубежом - весьма сильно (в зависимости от конкретных условий в отдельных странах), но в то же время должен был быть дополнен представителями отдельных республик и торгпредами, так что общее сокращение не превысило бы трети.

Однако все эти мероприятия не успели осуществиться, так как 8 декабря 1991 г. решением президентов трех славянских республик - России, Беларуси и Украины был принят акт об аннулировании действия договора 1922 г. о создании Союза ССР, и СССР таким образом и фактически, и формально прекратил существовать как государственный организм унитарного государства. Его правопреемниками стали первоначально три республики, заключившие соглашение о создании совершенно нового Союза Независимых Государств, присоединение к которому открыто для всех бывших республик СССР (как союзных, так и автономных) и которое не имеет центра, стоящего над ним, а координирует свои действия и мероприятия посредством договоренностей и взаимного обсуждения всех возникающих проблем. Координационным центром СНГ определен г. Минск в Беларуси. Все эти события сняли вопрос о существовании надреспубликанских учреждений, в том числе и МВС СССР, которое фактически должно было прекратить свое существование как союзный внешнеполитический орган.

Таким образом, в декабре 1991 г. практически закончилась история существования центральных ведомств внешней политики в общесоюзном государстве.

С момента своего зарождения (1537 г.) и до дня своей «кончины» (1992 г.) единые централизованные органы управления внешней политикой государства в нашей стране просуществовали 455 лет, или немногим менее половины тысячелетия.

II. РУКОВОДИТЕЛИ СОВЕТСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ (1917-1991)

1. НАРОДНЫЕ КОМИССАРЫ РСФСР ПО ИНОСТРАННЫМ ДЕЛАМ

26.10.(8.11.)1917-13.3.1918 – Троцкий (Бронштейн) Лев Давидович

9.4.1918-6.7.1923 – Чичерин Георгий Васильевич (нарком с 30.5.1918)

2. НАРОДНЫЕ КОМИССАРЫ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР

6.7.1923-25.7.1930 – Чичерин Георгий Васильевич

25.7.1930-4.5.1939 – Литвинов (Валлах) Максим Максимович

4.5.1936-15.3.1946 – Молотов (Скрябин) Вячеслав Михайлович

3. МИНИСТРЫ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР

15.3.1946-4.3.1949 – Молотов (Скрябин) Вячеслав Михайлович

4.3.1949-7.3.1953 – Вышинский Андрей Януарьевич

7.3.1953-24.12.1956(?) – Молотов (Скрябин) Вячеслав Михайлович

2.6.1956-14.2.1957 – Шепилов Дмитрий Трофимович

15.2.1957-16.7.1985 – Громыко Андрей Андреевич

16.7.1985-20.12.1990 – Шеварнадзе Эдуард Амвросиевич

21.12.1990-15.1.1991 – в Правительстве СССР пост мининдел оставался вакантным

15.1.-23.8.1991 – Бессмертных Александр Александрович

с 28.8.1991 – Панкин Борис Дмитриевич

9.9.1991 – Коллегия МИД СССР объявляет о самороспуске.

МИД. Министры иностранных дел. Тайная дипломатия Кремля Млечин Леонид Михайлович

НАРКОМ И ЕГО ЗАМЕСТИТЕЛИ

НАРКОМ И ЕГО ЗАМЕСТИТЕЛИ

Не только самого наркома, но и коллегию Наркомата иностранных дел, состоявшую из пяти человек, утверждало политбюро, руководителей отделов - оргбюро ЦК. Коллегия НКИД состояла из самого наркома, его первого заместителя Николая Крестинского (бывший секретарь ЦК, отошедший от партийных дел из-за близости к Троцкому), второго заместителя Льва Карахана, красивого и приветливого человека, который женился на известной балерине, и Бориса Стомонякова, давнего знакомого Литвинова.

Чичерин считал Карахана «очень тонким, блестящим, талантливым политиком», а Стомонякова недолюбливал: «сухой формалист, без гибкости, без политического чутья, драчливый, неприятный, портящий отношения». Литвинов, напротив, отличал Стомонякова, а Карахана терпеть не мог. Стомонякова хотели отправить в Берлин, но он отказался и со временем стал заместителем наркома. Должность пятого члена коллегии НКИД осталась незаполненной.

Литвинов, став наркомом, продолжал курировать 3-й отдел - близкие ему англосаксонские и романские страны. 2-м западным отделом - Центральная Европа и Скандинавия - руководил Крестинский. Нарком был сух и резок, возможно подражая стилю Сталина. Но с Литвиновым можно было спорить. Дискуссии в Наркоминделе прекратились только с приходом Молотова.

Крестинский оставался доступен и прост. Николай Николаевич проработал в Наркоминделе до весны 1937 года, когда его внезапно перебросили в Наркомат юстиции и почти сразу арестовали. Его сделали одним из главных обвиняемых на процессе по делу «антисоветского правотроцкистского блока» в марте 1938 года.

В мае 1933 года заместителем наркома по дальневосточным странам (Япония, Китай, Монголия) назначили Григория Яковлевича Сокольникова, который сыграл важную роль в Гражданской войне, потом стал наркомом финансов и кандидатом в члены политбюро. Он тоже считался близким к Троцкому человеком, и в 1929 году его отправили полпредом в Англию. Осенью 1932 года Сокольников попросился домой. Его назначили в Наркомат иностранных дел. Он некоторое время занимался отношениями с Монголией, а потом стал заместителем наркома, но не надолго. Отношения с Литвиновым у него не сложились, в 1934 году число замов в наркомате сократили, а Сокольникова перевели первым замом в Наркомат лесной промышленности. В 1936 году его арестовали, приговорили к десяти годам тюремного заключения. Он был убит в тюрьме.

Лев Михайлович Карахан оставался заместителем наркома по ближневосточным странам (Афганистан, Персия, Турция, аравийские страны). У Карахана, близкого к предыдущему наркому - Чичерину, не сложились отношения с Литвиновым. Максим Максимович своего зама недолюбливал, поэтому при нем Карахан перестал замещать руководителя ведомства во время командировок наркома.

В мае 1934 года с поста второго заместителя наркома Лев Михайлович был отправлен послом в Турцию. Карахан скучал в Анкаре, просился на более деятельную работу. 31 декабря 1936 года он писал наркому обороны Ворошилову, с которым был на «ты», жалуясь, что угнетен своим нынешним положением, что по линии НКИД перспектив у него нет и он бы ушел на другую работу: «Я все возвращаюсь мыслями к НКВД. Там я мог бы быть полезен. Там идет большая работа по иностранным делам, и я мог быть неплохим помощником Ежову».

Поразительно, что даже высшие чиновники тогда так плохо ориентировались в том, что происходит. В НКВД Караханом действительно заинтересовались. Но с другой целью. Его отозвали в Москву только для того, чтобы арестовать и расстрелять…

В 1934 году коллегии во всех наркоматах, в том числе в НКИД, ликвидировали. При Чичерине на совещаниях шли настоящие споры, члены коллегии, тот же Литвинов, позволяли себе не соглашаться с наркомом, писать в ЦК, отстаивая свою позицию. Но Сталин решил, что коллегии - административное излишество. Политбюро приняло решение: «В интересах доведения до конца принципа единоначалия в управлении наркоматами считать целесообразным ликвидировать коллегии наркоматов, оставив во главе наркоматов наркома и не более двух замов».

Вместо четырех заместителей Литвинову оставили двоих - Крестинского (первый зам) и Стомонякова (второй). Это укрепило его власть внутри наркомата. Тем более что в начале 1934 года Литвинова избрали членом ЦК.

Стомоняков руководил 1-м западным отделом (отношения с Польшей и Прибалтикой). Это был главный отдел, потому что отношения с Польшей оставались определяющими для тогдашнего советского руководства, и Борису Стомонякову нарком доверял больше других. Когда в наркомате начались массовые репрессии, Литвинов приложил усилия, чтобы спасти Стомонякова, который в момент ареста пытался застрелиться и попал в тюремную больницу. Литвинов попросился на прием к Сталину. Понимая, чем рискует, твердо сказал:

Я ручаюсь за Стомонякова.

Сталин ответил:

Товарищ Литвинов, вы можете ручаться только за себя.

Стомоняков был уничтожен. Из всего руководства наркомата выжил только сам Максим Максимович…

Штат полпредств поначалу был небольшим - сам полпред, советник, первый секретарь, военный атташе, генеральный консул. Дальше шел технический персонал - секретари консульства, завхоз, шифровальщик, охрана из ОГПУ (затем НКВД).

Москва следила за тем, чтобы советские дипломаты жили скромно. В 1926 году в протоколе заседания политбюро записали:

«1. Полпредам и торгпредам в Германии, Латвии и Эстонии объявить строгий выговор за допущенные излишества и разгул в день 9-й годовщины революции, компрометирующие нашу Республику в глазах рабочих.

2. Поручить НК РКИ собрать исчерпывающий материал по этому делу и представить проект мер о жестком регламентировании расходов всех полпредств и торгпредств, исходя из необходимости сократить их в два раза».

Муза Васильевна Канивез, жена Федора Раскольникова, который был полпредом в Афганистане, Эстонии, Дании, Болгарии, оставила воспоминания о посольской жизни. Когда они с мужем приезжали в Москву в отпуск и искренне говорили, что им надоело жить вдали от родины, один из коллег шепотом отвечал:

Не спешите, Музочка, вернуться из-за границы. Здесь адская жизнь.

Уже тогда сотрудники полпредств старались на людях хаять страну пребывания и вообще заграничную жизнь. Они знали, что среди слушателей обязательно окажется секретный сотрудник госбезопасности, который бдительно следит за моральным состоянием аппарата полпредства. Если советскому дипломату нравилась буржуазная действительность и он не умел это скрыть, его быстренько возвращали на родину. А уже очень многим хотелось поработать за рубежом - на родине было голодно и скудно.

Некоторые дипломаты вообще предпочитали не возвращаться. Только за один год, с осени 1928 по осень 1929 года, семьдесят два сотрудника загранаппарата отказались вернуться в Советский Союз. Отбор на загранработу стал еще более жестким - не пускали тех, у кого обнаруживались родственники за границей, «непролетарское происхождение» или отклонения от партийной линии.

В 1929 году проблема обсуждалась на заседании политбюро. «О беспорядках, выявленных в советских загранпредставительствах» доложил старый большевик Борис Анисимович Ройзенман, член президиума Центральной контрольной комиссии и член коллегии Наркомата рабоче-крестьянского контроля. Он занимался загранкадрами и проверкой работы загранучреждений.

Постановили:

«а) Поручить наркомату рабоче-крестьянской инспекции представить в Политбюро конкретные предложения во всем вопросам, вытекающим из доклада тов. Ройзенмана (список отзываемых лиц, сокращение штатов и пр.), а также по следующим вопросам, возникшим в связи с его докладом:

1) уничтожение секретных фондов во всех заграничных полпредствах,

2) максимальное сокращение существующих представительств различных организаций,

3) недопущение образования новых представительств без специального разрешения и регистрации их в НК РКИ.

б) Создать комиссию для изучения причин, вызывающих разложение наших работников за границей и отказы возвращаться в СССР».

В двадцатых годах дипломатический корпус состоял из старых большевиков, людей образованных, бывавших за границей, знавших языки. В тридцатых за рубеж стали посылать «выдвиженцев», как тогда говорили, то есть мобилизованных на дипломатическую работу партийцев, совершенно неподготовленных и не «испорченных» знаниями иностранных языков. Общение с иностранцами дозволялось только дипломатам. Остальные - то есть технический и административный аппарат полпредства - должны были вариться в собственном соку. Это порождало в небольшом коллективе конфликты похуже, чем в тесной коммунальной квартире. Ссорились, писали друг на друга доносы полпреду и прямо в Москву. Все уезжавшие за границу сдавали партийные билеты, но в полпредстве проходили собрания партячейки, могли раскритиковать и полпреда, сообщив свое мнение в аппарат ЦК.

Старались за границу никого без особой нужды не выпускать. В 1930 году политбюро постановило:

«1. Временно, впредь до особого постановления ЦК: запретить командировки за границу театров, спортивных команд, делегатов на выставки, литераторов, музыкантов и т. п., а также, как правило, делегатов на научные съезды. Исключения допускать лишь в каждом отдельном случае по особому постановлению ЦК.

2. Сократить планы ведомств по заграничным командировкам, за исключением командировок на учебу, особенно жестко урезать командировки по операциям, которые могут быть проведены аппаратом торгпредств.

3. В целях сокращения сроков командировок признать необходимым выдачу заграничных паспортов на ограниченные сроки (3–6 месяцев).

4. В целях повышения ответственности ведомств запретить комиссии ЦК по выездам рассматривать командировки, не утвержденные наркомом (в промышленности - персонально утвержденные председателями объединений и уполномоченным на то заместителем председателя ВСНХ). Вместе с тем ответственность за персональный подбор командируемых возложить на одного из членов коллегии по утверждению ЦК.

5. Комиссии ЦК по выездам совместно с валютным управлением наркомата финансов разработать и в декадный срок представить на утверждение ЦК прожиточный минимум для каждой страны, куда даются командировки, а также стоимость (валютная ее часть) проезда. Размер выдачи валюты на каждую поездку утверждать в комиссии по выездам. Категорически запретить как ведомствам, так и торгпредствам под страхом уголовной ответственности производить какие-либо дополнительные выдачи валюты командируемым.

6. В случае досрочного выполнения заданий или дискредитирующего поведения командируемых представители Рабоче-крестьянской инспекции сообщают об этом полпреду и торгпреду на предмет откомандирования в Советский Союз.

7. Предоставить право полпредам по предложению представителей РКИ в 24 часа откомандировывать в Москву лиц, находящихся в заграничных командировках».

Сами полпреды позволяли себе возражать наркому и оспаривать его указания. Вообще вели себя достаточно самостоятельно. Наркомат наводил дисциплину с помощью постановлений политбюро. Скажем, в 1926 году приняли такое решение:

«Об отлучках работников полпредств

б) Ввиду заявления НКИД о том, что в парижском полпредстве одновременно (без разрешения НКИД) ушли в отпуск тт. Раковский и Давтян, предложить НКИД немедленно принять меры к тому, чтобы полпред (или советник) был вызван на место своей работы в Париже.

в) Обязать НКИД принять меры к тому, чтобы впредь вопросы об отлучках (об отпусках, выездах в Москву и т. п.) основных работников полпредств производились с разрешения НКИД, а в нужных случаях и ЦК.

г) Разослать это постановление всем полпредам…»

До начала массовых репрессий дипломатическая служба, как, впрочем, и вся жизнь в стране, еще не устоялась. Многое решали личные отношения и связи в центральном аппарате. В двадцатых годах (очень широко) и еще в начале тридцатых некоторые полпреды - бывшие крупные партийные работники - напрямую обращались к членам политбюро, с которыми у них были личные отношения, а то и к самому Сталину. Партийный статус Литвинова был выше, чем у Чичерина, но он не принадлежал к верхушке, поэтому недавние партийные работники не чувствовали себя его подчиненными. Хотя Литвинов, как и его преемники, требовал, чтобы все обращения наверх шли через наркомат.

Полпред в Чехословакии Александр Яковлевич Аросев жаловался Сталину: «Ведомство не хочет, чтобы полпред имел возможность непосредственно сноситься с политбюро или его членами. Ведомство хочет, чтобы на всех постах стояли его чиновники». Аросев не упускал случая отметить, что Литвинов близок к правым, а замнаркома Крестинский - и вовсе троцкист. Литвинов ничего не мог поделать, потому что Аросев когда-то учился вместе с Молотовым, а с Ворошиловым отбывал ссылку.

Сталин не возражал, когда полпреды обращались к нему напрямую. Советских представителей в наиболее крупных странах он принимал у себя в Кремле. Это позволяло получать дополнительную информацию, в том числе о взаимоотношениях внутри наркомата, хотя никакой самодеятельности дипломатам генеральный секретарь не позволял. Главным в сталинской дипломатии было сознательное самоограничение: каждый должен заниматься тем, что ему поручено, точно и буквально исполнять указания руководства.

Посол в Швеции Александра Михайловна Коллонтай записала в дневник в 1933 году после встречи со Сталиным: «В нашей работе не надо быть инициативной. Надо «проводить задания».

22 декабря 1933 года Литвинов жаловался Сталину относительно кадровых назначений в полпредстве в США, из-за которых он разошелся во мнениях с полпредом Александром Трояновским: «Вы неоднократно (и еще на днях) упрекали меня, что я не пользуюсь своим авторитетом наркома в своих сношениях с полпредами. Вы, вероятно, согласитесь, что не может быть этого авторитета у наркома, когда при его конфликте с полпредом по делу, в котором полпред ничего не может понимать, ЦК всецело решает вопрос в его пользу…»

Став наркомом, Литвинов обновил состав послов, бывших политиков сменяли первые профессиональные дипломаты. Подбором дипломатических кадров занимался организационно-распределительный отдел ЦК, в котором был заграничный сектор. На дипломатическую работу переводили с партийной, брали людей с производства. Им зачастую не хватало элементарной подготовки. В 1934 году политбюро утвердило проект постановления Совнаркома о передаче из резервного фонда в распоряжение Наркомата иностранных дел средств, необходимых для организации Института дипломатических и консульских работников. Его слушателям также решением политбюро предоставили отсрочку от призыва в армию и освободили на время учебы от военных сборов.

Непосредственно дипломатами занималась комиссия по проверке товарищей, вернувшихся в СССР с заграничной работы. Она существовала внутри аппарата партийной инквизиции - Центральной контрольной комиссии.

11 августа 1937 года Георгий Максимилианович Маленков, восходящая партийная звезда, заведующий отделом руководящих парторганов ЦК, докладывал Сталину: «По Вашему поручению отобрано пятьдесят работников для Наркоминдела. Все эти работники проверены в Орграспредотделе ЦК ВКП(б), а также и через НКВД. Каждого из отобранных товарищей я принимал, после чего с ними знакомился тов. Литвинов».

В 1938 году ввели новое правило: все работающие за границей должны приезжать в отпуск на родину, чтобы чекисты могли к ним присмотреться.

В решении политбюро записали:

«1. Установить, что работники заграничных учреждений СССР обязаны свой отпуск проводить в Советском Союзе.

2. Предложить наркоматам оплачивать проезд работников заграничных учреждений СССР, приезжающих в отпуск в Советский Союз».

Из книги Москва подземная автора Бурлак Вадим Николаевич

«Маленький нарком» После того как в 1937 году Генриха Ягоду арестовали, новым главой НКВД стал Николай Ежов. Поговаривали, что «маленький нарком» обожал не только стрелять из пистолета, но и лазить по подземельям.Безопасности метрополитена он уделял не меньше внимания, чем

Из книги Ракеты и люди. Фили-Подлипки-Тюратам автора Черток Борис Евсеевич

Фото 34. Заместители С.П. Королева С.О. Охапкин (слева) Заместители С.П. Королева С.О. Охапкин

автора Калашников Максим

Последний сталинский нарком Последняя попытка Сталина спасти положение провалилась. Надо было что-то делать. И коль потерпели неудачу идеологи, вперед выступил деятель экономики. А именно – Алексей Косыгин, сталинский выдвиженец. Правая рука Императора в труднейшем

Из книги Третий Проект. Том I `Погружение` автора Калашников Максим

Баталин, последний нарком… Между тем, независимо от ВПК, еще одна группа переломить гибельные тенденции в стране, начиная контрпроект – русскую экономическую реформу Баталина.Юрий Петрович последний нарком Советского Союза.В позднем СССР Юрий Баталин и его шеф, глава

Из книги ЦРУ и другие спецслужбы США автора Пыхалов Игорь Васильевич

Первые заместители директора ЦРУ Дуглас, Кингмэн (Douglass, Kingman)16 апреля 1896 - 8 октября 1971.Родился в г. Оак-Парк, штат Иллинойс. В 1918 г. окончил Йельский университет, получив степень бакалавра гуманитарных наук.Работал в банковской сфере.Во время 2-й мировой войны призван в

автора Млечин Леонид Михайлович

НАРКОМ УЕЗЖАЕТ ЛЕЧИТЬСЯ Чичерину назначили двух заместителей - больше в те годы не позволялось. Вся коллегия наркомата состояла из четырех-пяти человек. Первым заместителем был старый большевик Максим Максимович Литвинов, вторым - Лев Михайлович Карахан. С Караханом

Из книги МИД. Министры иностранных дел. Тайная дипломатия Кремля автора Млечин Леонид Михайлович

ЛИШЬ БЫ НАРКОМ НЕ СБЕЖАЛ Состояние Чичерина ухудшалось, и наконец стало ясно, что вылечить его невозможно. Сейчас же отношение к нему в Москве переменилось. Он перестал быть нужным, и сразу стало жалко тратить на него деньги. Кроме того, в политбюро возникла другая

Из книги Фрунзе. Тайны жизни и смерти автора Рунов Валентин Александрович

Нарком В минувшем году мы Красную Армию сократили с 610 тыс. до 562 тыс. человек, т. е. уменьшили ее на 50 тыс. человек. А при нашей территории и международном положении ясно, что даже в 600 тыс. человек - маленькая армия… В отношении подготовки мы далеко отстаем от уровня

Из книги Лев Троцкий. Большевик. 1917–1923 автора Фельштинский Юрий Георгиевич

5. Нарком иностранных дел Лишь ощупью Троцкий пытался найти наиболее целесообразные подходы к налаживанию внешнеполитической деятельности большевистского правительства. В литературе часто можно встретить утверждение, что он поначалу совершенно пренебрежительно

Из книги Сталин и заговорщики сорок первого года. Поиск истины автора Мещеряков Владимир Порфирьевич

Часть 2. Нарком ВМФ Кузнецов вспоминает… Мы уже обращались к воспоминаниям адмирала Кузнецова изложенные в его книге «Курсом к победе», а также, приводили его интервью, данное историку Куманеву. Но у него есть еще книга «Накануне». Она тоже представляет определенный

автора Лобанов Михаил Петрович

Из книги Спецслужбы первых лет СССР. 1923–1939: На пути к большому террору автора Симбирцев Игорь

Первый нарком в НКВД Назначение Сталиным главой НКВД 10 июля 1934 года Ягода явно воспринял как должное, не подозревая, что начался его путь к эшафоту. А пока на пике своего величия он стал членом ЦК партии, а вскоре и наркомом внутренних дел со званием генерального комиссара

Из книги 1937 год: Элита Красной Армии на Голгофе автора Черушев Николай Семенович

Нарком военно-морского флота Выстрел Гамарника прозвучал 31 мая – и должность начальника Политуправления РККА стала вакантной. Реально на нее претендовать могли прежде всего армейский комиссар 2-го ранга Гайк Осепян – действующий заместитель Яна Борисовича и бывший

Из книги История российского сыска автора Кошель Пётр Агеевич

Нарком Ежов становится писателем

Из книги Сталин в воспоминаниях современников и документах эпохи автора Лобанов Михаил Петрович

Нарком боеприпасов Б. Ванников «Доставлен из тюрьмы» В первых числах июня 1941 года, за две с половиной недели до начала Великой Отечественной войны, я был отстранен с поста Наркома вооружения СССР и арестован. А спустя менее месяца после нападения гитлеровской Германии

Из книги Сталин автора Белади Ласло

НАРКОМ ПО ДЕЛАМ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ Циркулирующий среди некоторых товарищей проект восстановления старых губерний (Тифлисская, Бакинская, Эриванская) с единым закавказским правительством во главе является, на мой взгляд, утопией, притом утопией реакционной, ибо такой

8 ноября (26.10 по юлианскому календарю) Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов создал Совет Народных Комиссаров, в который входил Народный Комиссариат Иностранных дел (НКИД), наркомом по предложению Ленина был назначен Лев Давыдович Троцкий. 16

11 ноября (29.10 по юлианскому календарю) Приказ Троцкого: «Чиновники МИД, которые не приступят к работе до утра 1 ноября, будут уволены без права на пенсию».

5 декабря (22.11. по юлианскому календарю) Служащим зарубежных миссий и консульств Российской Республики предложено по телеграфу ответить, согласны ли они проводить внешнюю политику советского правительства. Только поверенный в делах в Португалии и временный поверенный в делах в Испании ответили согласием.

8 декабря (26.11. по юлианскому календарю) Уволены 28 глав российских миссий. Большинство сотрудников старого МИД уволилось по собственному желанию, аппарат НКИД в начале декабря насчитывал всего 30 чел.

Средства на счетах российских посольств за рубежом были арестованы тамошними властями вплоть до прояснения обстановки в России. Исключение составляло посольство в США, средства которого при известии о взятии власти большевиками посол Б.А. Бахметьев перевел на свой собственный счет. До установления дипломатических отношений между СССР и странами пребывания посольств здания российских миссий за рубежом продолжали занимать дипломаты, назначенные Временным правительством. По инициативе Троцкого секретные договоры со странами Антанты были опубликованы.

1918, 13 марта Троцкий покинул пост, не желая подписывать Брестский мир. После отставки Троцкого временным заместителем наркома был назначен Георгий Васильевич Чичерин (1872-1936), нарком с 30 мая. В августе 1918 г. дипкорпус перебрался в Архангельск, где высадились войска Антанты. Все иностранные дипломаты покинули территорию России в 1919 г. По окончании гражданской войны НКИД добился признания Советского Союза ведущими европейскими государствами. Установление дипломатических отношений означало подчинение Советской России нормам международного права. Исключение: отсутствие у советских дипломатов традиционных рангов. До 1941 г. главы всех советских дип. миссий за рубежом независимо от важности назывались полномочными представителями (полпредами), а посольства – полномочными представительствами (полпредствами).

1922-1990 гг. любые серьезные вопросы внешней политики решались в Политбюро ЦК партии.

1923 Представительства союзных республик БССР и УССР за границей прекратили свою деятельность. Отныне НКИД имел монополию внешних сношений.

1933, 16 ноября Установлены дипломатические отношения с США. Посол США Уильям Буллит – первый иностранный дипломат, принятый при советской власти в Кремле.

1937-1938 гг. Бóльшая часть сов. дипломатов погибла в эпоху массовых репрессий. Некоторые из страха стали невозвращенцами. Чудом уцелевший Литвинов в 1941-43 гг. был послом в США, на пенсии с 1946 г. При Чичерине и Литвинове посол мог спорить с наркомом, в случае несогласия обращаться в ЦК. В дальнейшем эта практика прекратилась.

1939, 3 мая НКИД возглавил по совместительству председатель СНК Вячеслав Михайлович Молотов (1890-1986). С 4 мая 1941 СНК возглавил Сталин, Молотов назначен «заместителем Председателя СНК СССР и руководителем внешней политики СССР, с оставлением его на посту Народного комиссара по иностранным делам». Установлены дипломатические ранги для глав дип. представительств СССР за рубежом.

1941, 22 июня В первый день войны с Германией нарком иностранных дел обратился к советскому народу с воззванием: «Наше дело правое. Мы победим».

1941, 16 октября – 1943, август Аппарат НКИД и дипкорпус эвакуированы в Куйбышев (Самару) – «запасную столицу». В Москве остался Молотов с секретариатом и группой дипломатов.

1943, 23 мая СНК установил парадную и повседневную (зимнюю и летнюю) форменную одежду для дипломатов. Повседневную форму отменили в 1954, парадная существовала до 1991 г. Она была скроена по образцу офицерской, послам полагались кортики (по легенде, предложены лично Сталиным). Использование формы приостановили в 1991 г.

1944, февраль Поправки к Конституции. Республики СССР получили право вступать в отношения с другими государствами, в союзных республиках (в том числе в РСФСР) образованы собственные наркоматы иностранных дел.

Троцкий (Бронштейн) Л. Д. (1879-1940) - народный комиссар по иностранным делам в первом составе СНК. По его поручению НКИД приступил к публикации секретных документов царского и Временного правительств. Стремился наладить контакты с правительствами стран Антанты и США, направил им ноты с предложениями о мире. Но послы отказались принять эти документы. Троцкий был руководителем советской делегации на 2-м этапе переговоров с Германией и ее союзниками в Брест-Литовске, где по поручению Ленина занял тактику затягивания переговоров. 28 января 1918 г. выступил на заседании делегаций с заявлением "Ни мира, ни войны, а армию распустить". Эта декларация Троцкого была одобрена на заседании ВЦИК 14 февраля. Тем не менее 22 февраля Троцкий подал в отставку с поста наркома по иностранным делам.

Чичерин Г. В. (1872-1936) - советский государственный деятель и дипломат. С 30 мая 1918 г. - нарком иностранных дел. Участвовал во второй серии переговоров в Брест-Литовске. Был активным участником переговоров и подписал советско-турецкий, советско-иранский и советско-афганский договоры 1920 г. Возглавлял советскую делегацию на конференциях в Генуе (1922) и в Лозанне (1922-1923). Во время работы Генуэзской конференции подписал Рапалльский договор с Германией. На Лозаннской конференции в ряде выступлений обосновал заинтересованность РСФСР в независимости Турции и режиме Проливов, обеспечивающем безопасность советских портов на Черном море. Подписал договоры о ненападении и нейтралитете с Турцией (1925), Ираном (1927). В 1930 г. ушел в отставку по состоянию здоровья.

Литвинов М. М. (Макс Баллах) (1876-1951) - член большевистской партии с 1898 г. Агент "Искры". С 1918 г. член коллегии Наркоминдела. В 1918 г. - полпред в Англии. В 1920 г. - полпред в Эстонии. С 1921 г. - заместитель наркома иностранных дел. Был участником Генуэзской конференции в 1922 г. Являлся председателем советской делегации на Гаагской конференции в 1922 г. В декабре того же года председательствовал на Московской конференции по разоружению, в которой участвовали наряду с РСФСР Польша, Литва, Латвия, Эстония и Финляндия. В 1927- 1930 гг. предпринял многочисленные усилия по заключению соглашения по разоружению. В 1930 г. назначен наркомом иностранных дел. С его приходом в НКИД началась постепенная переориентация внешней политики СССР с Германии на западные демократии. Вел переговоры с США о возобновлении дипломатических отношений (которые были восстановлены в 1933 г.). Явился последовательным борцом за реализацию идеи создания системы коллективной безопасности в Европе. В 1934-1938 гг. представлял СССР в Совете Лиги Наций. В 1936 г. был главой советской делегации на конференции в Монтре, закончившейся подписанием соглашения о режиме Черноморских проливов. В мае 1939 г. в связи с наметившимся новым изменением внешнеполитической ориентации СССР (на этот раз - на Германию) был отправлен в отставку. С началом Великой Отечественной войны и формированием антигитлеровской коалиции был назначен заместителем наркома иностранных дел и послом СССР в США. Внес большой вклад в развитие межсоюзнических связей в годы второй мировой войны.

Молотов (Скрябин) В. М. (1890-1986) - в 1921-1930 гг. - секретарь ЦК ВКП(б). В 1930- 1941 гг. - председатель Совета Народных Комиссаров СССР. С 3 мая 1939 г. - нарком иностранных дел. Замена им на этом посту М. М. Литвинова была вызвана начавшимся поиском соглашения с Германией, увенчавшимся подписанием 23 августа того же года советско-германского пакта о ненападении. Одновременно был подписан дополнительный секретный протокол, разграничивавший сферы влияния между Германией и СССР в Восточной Европе. После ввода советских войск в западные воеводства Польши в сентябре 1939 г. Молотов и Риббентроп подписали 29 сентября Договор о дружбе и границе между Германией и СССР и пакет новых секретных соглашений к нему. В период осени 1939 - лета 1940 г. Молотов сумел добиться заключения договоров о взаимопомощи с Прибалтийскими государствами. Вслед за этим на их территорию в соответствии с договорами были введены советские войска и произошла смена правительств. Летом 1940 г. они были включены в состав СССР. Аналогичное давление на Финляндию не дало положительных результатов, что привело к совет-ско-финляндскбй войне в ноябре 1939 - марте 1940 г. В ноябре 1940 г. Молотов вел в Берлине переговоры о возможном присоединении СССР к Тройственному пакту Германии, Италии и Японии. 22 июня 1941 г. от имени советского руководства выступил по радио с извещением о начале войны. В годы второй мировой войны предпринял по поручению Сталина многочисленные переговоры с союзниками о совместной борьбе против Германии и ее сателлитов. Был участником практически всех международных конференций этого периода на высшем уровне. В послевоенные годы предпринимал активные усилия, направленные на расширение политического и военного присутствия СССР в самых различных регионах мира. За неуступчивость и жесткость западными партнерами по переговорам был прозван "Господином НЕТ". 5 марта 1949г. был отстранен от должности министра иностранных дел, оставшись заместителем Председателя Совета Министров СССР. 5 марта 1953 г. после смерти Сталина вновь назначен министром иностранных дел и первым заместителем Председателя Совета Министров. В этой должности пребывал до 1956 г. С 1957 г. - посол в Монголии. В 1960-1962 гг. - представитель СССР в МАГАТЭ. С 1962 г. - на пенсии.

Вышинский А. Я. (1883-1954) - в 1935- 1939 гг. - Прокурор СССР. С 1939 г. - заместитель Председателя Совета Министров СССР. В 1940-1946 гг. - первый заместитель наркома иностранных дел. Участвовал в Ялтинской и Берлинской конференциях. Как представитель НКИД, участвовал в церемонии подписания ак

та о безоговорочной капитуляции Германии 8 мая 1945 г. В 1949-1953 гг. был министром иностранных дел СССР. После возвращения на этот пост Молотова в 1953 г. был назначен полномочным представителем СССР в ООН.

Шепилов Д. Т. (1905-1995) - советский партийный и государственный деятель. Редактор газеты "Правда". На XX съезде КПСС избран секретарем ЦК и кандидатом в члены Президиума ЦК КПСС. 2 июня 1956 г. во время визита в Москву И. Б. Тито был назначен министром иностранных дел вместо В. М. Молотова. Это был жест доброй воли со стороны Н. С. Хрущева, так как именно Молотов занимал жесткую позицию в отношении Югославии с конца 40-х гг. 20 июня в ходе этого визита были подписаны советско-югославские документы, свидетельствовавшие о восстановлении в полном объеме прерванных ранее отношений: Совместное заявление правительств и Декларация об отношениях КПСС и Союаа коммунистов Югославии. В октябре этого же года Д. Шепилов вместе с другими членами советского руководства пытается найти выход из кризисных ситуаций в Польше и Венгрии. 30 октября советское руководство выступает с заявлением о пересмотре отношений со странами народной демократии, о стремлении строить их на принципах полного равенства. 5 ноября СССР выступает в Совете Безопасности с осуждением франко-британского вторжения в Суэц. 17 декабря СССР предлагает заключить пакт о ненападении между блоками - НАТО и Варшавским Договором. 15 февраля 1957 г. Д. Т. Шепилов был заменен на посту министра иностранных дел А. А. Громыко. Летом того же года на заседании Президиума ЦК он примкнул к "антипартийной группе" Маленкова, Молотова, Кагановича и выступил за отставку Хрущева. После этого на Пленуме ЦК был лишен постов секретаря ЦК и кандидата в члены Президиума и назначен директором Института экономики АН Киргизской ССР во Фрунзе. Вскоре был перемещен оттуда и работал в Главном архивном управлении при СМ СССР до выхода на пенсию.

Громыко А. А. (1909-1989) - заведовал отделом американских стран МИД (1939). С осени 1939 г. - советник полпредства СССР в США. В 1943-1946 гг. - посол СССР в США и одновременно посланник в Республике Куба. Глава делегации СССР на конференции в Думбартон-Ок-се в 1944 г. по созданию ООН. Участник Крымской и Берлинской конференций 1945 г. Член делегации СССР на конференции Объединенных Наций в Сан-Франциско в 1945 г. С 1946 г. - постоянный представитель СССР в Совете Безопасности ООН и одновременно заместитель министра иностранных дел СССР. Позже - посол СССР в Великобритании и заместитель, первый заместитель министра иностранных дел СССР. С 15 февраля 1957 г. - министр иностранных дел. А. А. Громыко - целая эпоха в советской внешней политике середины 50-х - середины 80-х гг., автор и активный участник множества международных проектов, конференций и т. д., один из министров иностранных дел - рекордсменов по продолжительности пребывания в должности (беспрерывно - 28 лет).

Шеварднадзе Э. А. (р. 1928) - министр иностранных дел СССР в 1985-1991 гг. Ближайший соратник М. С. Горбачева в осуществлении политики "нового политического мышления". Участник переговорного процесса по ядерному разоружению 1985-1991 гг., снятию напряженности в отношениях Восток-Запад. Сторонник разблокирования региональных конфликтов. В основе этих перемен лежала разработанная М. Горбачевым и Э. Шеварднадзе новая концепция внешней политики, предусматривавшая: отказ от вывода о расколе современного мира на две враждующие общественно-политические системы; признание мира целостным и неделимым; провозглашение невозможности решения международных проблем силовыми методами; объявление в качестве универсального способа решения международных вопросов не баланса сил двух систем, а баланса их интересов; отказ от принципа пролетарского интернационализма, признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и иными. В декабре 1990 г. Э. Шеварднадзе ушел в отставку в знак протеста против "надвигающейся диктатуры".

Бессмертных А. А. (р. 1933) -министр иностранных дел СССР в январе-августе 1991 г. Прошел все ступени дипломатической служебной карьеры; был референтом, старшим референтом, атташе отдела печати МИД, сотрудником Секретариата ООН в Нью-Йорке, вторым и первым секретарем секретариата министра иностранных дел СССР, первым секретарем, советником, советником-посланником посольства СССР в США, членом коллегии МИД, заведующим отделом США МИД СССР. В 1986-1988 гг. - заместитель министра иностранных дел. В 1988-

1990 гг. - первый заместитель министра иностранных дел. В 1990-1991 гг. - посол СССР в США. За короткое время пребывания на посту министра Бессмертных принял участие в переговорах М. Горбачева с японскими и южнокорейскими лидерами в апреле, принимал участие в заключительном заседании СЭВ (июнь, Будапешт), ликвидации Варшавского Договора (июль, Прага), подписании Договора о дружбе и сотрудничестве СССР и Испании (июль), подготовке и осуществлении визита М. Горбачева в Лондон на совещание "большой семерки" (июль), подготовке и подписании советско-американского Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (31 июля).

Панкин Б. Д. (р. 1931) - в дни августовских событий 1991 г. в Москве отказался признать ГКЧП. После возвращения в Москву М. Горбачева был назначен на должность министра иностранных дел СССР, в которой пробыл сто дней - до 19 ноября 1991 г. За это время, кроме многочисленных встреч с зарубежными представителями, главным событием, которое готовил и в котором участвовал министр иностранных дел, была мадридская встреча на высшем уровне по арабо-израильскому урегулированию. 19 ноября 1991 г. Б. Панкин был назначен послом СССР в Великобритании, а министром вновь стал Э. Шеварднадзе.

Козырев А. В. (р. 1951) - государственный деятель России. Прошел все ступени служебной лестницы дипломата: от референта до министра иностранных дел России (назначен им в октябре 1990 г.). На период его деятельности на этом посту (до января 1996 г.) пришлась радикальная перестройка внешней политики России. Вместе с тем оппозиция постоянно обвиняла Козырева в отсутствии целостной концепции внешней политики страны. Противопоставляя его Молотову ("господину НЕТ"), представители оппозиции часто называли Козырева "господином ДА". Главное обвинение, выдвигавшееся в его адрес, заключалось во второстепенности во внешней политике России такого важного направления, как развитие связей со странами СНГ. В то же время за период его работы министром угроза конфронтации с Западом практически отступила. Россия вступила в Совет Европы, присоединилась к программе НАТО "Партнерство во имя мира", вступила в Международный валютный фонд и ряд других международных организаций, заявила о перенацеливании своих ракет с территории западных стран в ненаселенные районы Земли и т. д. Все эти меры, по мнению руководства МИД и России, были необходимы для возвращения страны в европейское и мировое сообщество в качестве полноправного участника и партнера. В январе 1996 г. в связи с избранием депутатом Государственной Думы А. Козырев подал в отставку с поста министра.

Примаков Е. М. (р. 1929) - с января 1996 г. - министр иностранных дел России. С сентября 1998 г. Председатель Правительства РФ.

В ранге министерства, ответственный за проведение внешней политики Советского государства в 1917 -1946 гг.

История

Первоначально образован декретом 2-го Всероссийского съезда Советов 26 октября (8 ноября) года с качестве Народного комиссариата по иностранным делам и входил в число первых народных комиссариатов, образованных в соответствии с декретом «Об учреждении Совета Народных Комиссаров».

30 декабря 1922 года Первый съезд Советов СССР принял Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Вторая сессия ЦИК СССР утвердила 6 июля 1923 года Конституцию СССР , согласно статей 49 и 51 которой был образован НКИД СССР .

12 ноября 1923 года 4-я сессия ЦИК СССР утвердила новое положение о НКИД СССР. Наркоминделы союзных республик и их представительства за рубежом были ликвидированы. Одновременно в союзных республиках были созданы Управления уполномоченных НКИД СССР.

В 1923-1925 годах главой Управления уполномоченного НКИД СССР при СНК РСФСР был Виктор Леонтьевич Копп , а в 1925-1927 годах - Семён Иванович Аралов .

В 1944 году Народный комиссариат иностранных дел РСФСР был воссоздан. В 1944-1946 годах наркомом являлся Анатолий Иосифович Лаврентьев . В 1946 году реформировано в Министерство иностранных дел РСФСР.

В начале 30-х годов наступила вторая полоса признания СССР, когда были установлены дипломатические отношения с Испанией, США, Болгарией, Венгрией, Албанией, Румынией, Чехословакией, Бельгией, Люксембургом, Колумбией.

В декабре 1936 года в соответствии с вновь принятой Конституцией 1936 года НКИД изменил название. Он стал называться Наркомат иностранных дел , а не по иностранным делам , как было раньше.

В г. НКИД реформирован в Министерство иностранных дел СССР (МИД СССР) .

Народные комиссары иностранных дел

Народный комиссар Время работы