Ремонт авто Уход за... Обзоры авто

Историческое значение монашества и урегулирование жизни его со стороны Церкви. Тульчинская епархия упцмосковский патриархатхристо-рождественский кафедральный собор Христианские церкви в тульчине

Дата создания: 04.10.1994 г.

Страна: Украина

Город: Тульчи н, административный центр Тульчинского района Винницкой области, Украина

Адрес: Украина, 23600, Винницкая обл., г. Тульчин, ул. Леонтовича, 41.

Телефон-факс канцелярии: (4335) 2–18–04

Епархиальная ежемесячная двуязычная (укр., рус.) газета "Православный собеседник ", редактор протоиерей Василий Ковач.

Помошник редактора епархиальной газеты "Православный собеседник" - старший иподиакон Сергий Зинкевич.

.......................................................................................................................................

Правящий епархиальный архиерей: преосвященный Ионафан (Елецких), митрополит Тульчи нский и Бра цлавский

Викарный архиерей - преосвященный Сергий (Аницой), епископ Ладыжинский, управляющий делами Тульчинской епархии, секретарь Епархиального совета - по должности) http://www.patriarchia.ru/db/text/5168016.html

Помошник секретаря Тульчинской епархии - протоиерей Василий Ковач

Заведующий епархиальной канцелярией - протоиерей Александр Палысюк

Помошник епархиального архиерея - иеромонах Иероним (Зуб)

Эконом Тульчинской епархии - протодиакон Сергий Градиленко

Помошник заведующего канцелярией Тульчинской епархии - старший иподиакон Сергий Зинкевич

.........................................................................................................................................

Общие сведения о епархии

Дата создания: 04.10.1994 г.

Страна: Украина

Город: Тульчи н, административный центр Тульчинского района восточной части Винницкой области, Украина

Кафедральный город - Тульчи н, население - 10 тыс. человек

Сокафедральный город - Бра цлав, население - 4 тыс. человек

Кафедральный храм - Христо-Рождественский собор, г.Тульчи н, настоятель - епископ Сергий (Аницой), викарий Тульчинской епархии

...........................................................................................................................................

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ТУЛЬЧИНСКОЙ ЕПАРХИИ УПЦ

Тульчинская епархия территориально (по состоянию на 2019 год) разделена на 15 церковных округов (благочиний), возглавляемых назначенными правящим архиереем администраторами-священниками (благочинными).

Среди епархиальных церковных округов: Тульчинское (городское), Брацлавское (городское), Бершадское благочиние, Гайсинское, Иллинецкое, Ладыжинское, Липовецкое, Немировское, Оратовское, Погребищенское, Теплицкое, Тростянецкое, Тульчинское (районное), Тывровское и Чечельницкое.

Управление Тульчинской епархией осуществляет канонический епархиальный архиерей, назначенный Священным Синодом УПЦ, по преемству полноты иерархической власти от святых Апостолов непосредственно или в единении с епархиальным советом, состоящем из клириков епархии.

В епархии есть епархиальный Церковный суд.

Составы епархиального совета и епархиального суда подлежат периодической ротации.

При формировании составов епархиального совета и церковного суда епархиальный архиерей пользуется правом "вето" (отвода кандидатуры).

ЕПАРХИАЛЬНЫЙ СОВЕТ

(основной состав по состоянию на 2019 год)

  1. Митрополит Ионафан (Елецких), - председатель, правящий архиерей Тульчинской епархии.
  2. Епископ Ладыжинский Сергий (Аницой), викарий Тульчинской епархии, управляющий делами Тульчинской епархии, секретарь Епархиального совета.
  3. Протоиерей Роман Рудаков, благочинный г. Тульчина.
  4. Протоиерей Василий Гончарук, благочинный Немировского церковного округа.
  5. Протоиерей Александр Палысюк, заведующий канцелярией Тульчинского епархиального управления.
  6. Протоиерей Василий Ковач, второй секретарь Тульчинской епархии.

Примечание. По благословению правящего архиерея все благочинные епархиальных церковных округов, руководители епархиальных отделов (правозащитный, молодёжный, паломнический и др.) и приглашённые настоятели храмов епархии входят в расширенный состав Епархиального совета (с правом голоса).

О ЕПИСКОПСКОМ СОВЕТЕ ТУЛЬЧИНСКОЙ ЕПАРХИИ

Епископский совет – вспомогательный ситуативный совещательный орган при епархиальном архиерее – учреждён в октябре 2016 года распоряжением преосвященного Ионафана, архиепископа (ныне митрополита) Тульчинского и Брацлавского.

В состав Епископского совета входит викарный архиерей Тульчинской епархии - по должности.

Состав Епископского совета формируется правящим архиереем из епархиальных клириков, имеющих положительный опыт богослужебной, благотворительной, миссионерской, административной и хозяйственной деятельности.

Е П А Р Х И А Л Ь Н Ы Й Ц Е Р К О В Н Ы Й С У Д

(по состоянию на 2018 год)

  1. Протоиерей Роман Рудаков, - председатель, благочинный г. Тульчина.
  2. Протоиерей Василий Гончарук, - секретарь, благочинный Немировского церковного округа.
  3. Протоиерей Сергий Пояркин, настоятель Свято-Покровского храма села Суворовское Тульчинского церковного округа.

ЕПАРХИАЛЬНЫЕ МОНАСТЫРИ

1) Свято-Успенский мужской монастырь, Тышковская слобода, Гайсинское благочиние. Настоятель - игумен Амфилохий (Василевский).

2) Женский монастырь во имя Святого Архистратига Михаила (Архангело-Михайловский) в райцентре Чечельни к. Настоятельнца - игумения Серафима (Смагло).

................................................................................................................................................................................................

Протоиерей РОМАН РУДАКОВ, благочинный храмов города Тульчин, Тульчинская епархия УПЦ

КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ

ПРАВОСЛАВНОГО ЦЕРКОВНО-АДМИНИСТРАТИВНОГО УСТРОЕНИЯ ПОДОЛИИ

Как известно, от крещения Руси до половины ХV столетия Подолия и Галиция находились в юрисдикции Митрополита Киевского, который поставлял в города протопопов (благочинных) для руководства всем духовенством. Во второй половине XV ст. церкви и монастыри Галиции и Подолии светские власти подчинили наместникам львовского городского страросты, но при короле Сигизмунде I (по требованию православного дворянства, мещан и братств) подольское духовенство снова было передано в управление Киевской Митрополии. Город же Бра цлав стал административным центром одноименного воеводства.

С 1498 года Брацлав подвергался постоянным опустошениям от крымских татар, нападавших по приказу турецких султанов, воевавших с Польшей. Их набеги были так часты и такими губительными, что в 1598 году все правительственные и судебные учреждения воеводства были перенесены в более безопасное небольшое местечко - Винницу.

После заключения политического союза Литвы и Польши и образования единого государства - Речи Посполитой началось наступление шляхты и Римского Костёла на православных Белоруссии и Украины, следствием которого стала Брестская церковная уния с Римом. Со временем началась и нещадная экономическая эксплуатация крепостных крестьян польскими феодалами, в которой принимала активное участие и верхушка еврейского Кагала, арендовавшая их обширные земли на Украине.

Совокупность экономического гнёта и сложных межнационально-религиозных противоречий породило ожесточённое военное противостояние – Хмельниччину, и привело, в конце-концов, к политическому разделу польских территорий между тремя соседними империями (Австрия, Германия, Россия) на продолжительный исторический период.

Польское правительство считало унию обязательной для всех православных подданных на территории Речи Посполитой, а православная вера была поставлена вне закона.

Духовенство, принявшее унию, уравняли в правах с ксендзами и подчинили львовским униатским архиереям, а притесняемое православное - Киевским митрополитам и частично Переяславским епископам.

На Подолии, несмотря на униатско-католическое давление, тогда оставалось 562 православных церквей: в протопопии Брацлавской – 70, в Немировской – 56, Рашковской – 44, Грановской – 52, Краснянской – 40, Браиловской – 55, Винницкой – 60, Комаргородской – 60, в Ямпольской – 55.

В 1770 году православные Подольского и Брацлавского воеводств осмелились секретно направить в Санкт-Петербург краснянского протопопа Иоанна Базилевича с сообщением о гонениях. В 1773 году униатский львовский митрополит Лев Шептицкий направил в Волынское и Подольское воеводства Холмского епископа Максимилиана Рыло, который при помощи польских военных команд стал силой захватывать православные церкви для насаждения унии. Вскоре по решению варшавского католического Конгресса 4 апреля 1776 года православное население Правобережной Украины было обложено специальным налогом - харитативою, состоящем из денежной и натуральной частей.

В 1771 и в 1773 годах были предприняты новые обращения православных Подолии в Санкт-Петербург с просьбой защитить их веру. И только в 1786 году под давлением правительства Императрицы Екатерины II для православного населения польской Правобережной Украины открылась православная епархия.

Правобережная часть Украины вплоть до 1793 года входила в состав католической Речи Посполитой и делилась на 4 воеводства – Киевское (без Киева, который подчинялся России), Волынское, Подольское и Брацлавское.

После II раздела Польши по Именному указу Императрицы Екатерины Великой 13 апреля 1793 года на Правобережье Украины были образованы Изяславская и Брацлавская губернии, а также учреждена пограничная с Австро-Венгрией Каменецкая область.

Вскоре на территории Минской (Белоруссия), Изяславской и Брацлавской губерний была учреждена единая православная епархия. 15 мая 1793 года туда был определен епископ. Им стал архипастырь из Киевской Митрополии именем Виктор, который в мае 1794 г. обратился ко всем униатам обширного края с призывом вернуться к вере отцов. Грамота заканчивалась словами: «Гонения исчезли. Прибегните в объятия Церкви, Матери вашей, и да насладитеся тишиною совести, и да шествуете путем истины, ведущем вас к благодати…».

Пастырский призыв возымел горячий отклик и уже в феврале 1795 года архиепископ Виктор с радостью сообщил Святейшему Синоду, что «тысяча семьсот церквей с 1032 священниками и миллионом мирян приняты в объятия Православной церкви». В одной только Брацлавской губернии вернулись в Православие 1442 православных храмов.

Учитывая успех православной миссии, Императрица Екатерина II издала Именной указ:«Для лучшего управленія дел духовних…учредить въ первое время одного местнаго архірея,… подъ названіем (титулом) Брацлавского и Подольского , дав ему место (чести) подъ архіреемъ Новгород-Северскимъ». Полное Собрание Законов Российской Империи, 1795 г.

Первым епископом Брацлавским и Подольским определено было быть архимандриту московского ставропигиального Донского монастыря Иоаникию (Полонному).

Он родился в 1742 году на Волыни в местечке Полонном, потому и фамилия его была Полонный. 13 мая 1795 г. архимандрит Иоаникий был рукоположен в епископа Брацлавского и Подольского с пребыванием в Каменце Подольском. (Владыка Иоаникий подвизался на кафедре долгих 24 года и скончался 7 февраля 1819 года на 78 году жизни. Похоронен в Иоанно-Предтеченской церкви г. Каменец-Подольский).

В 1795 г. Брацлавско-Подольскую епархию разделили на уезды: 1) Брацлавский, 2) Тульчинский, 3) Пятигорский, 4) Липовецкий, 5) Винницкий, 6) Хмельницкий, 7) Махнивский, 8) Сквирский, 9) Литинский, 10) Могилевский, 11) Ямпольский, 12) Бершадский, 13) Гайсинский, 14) Каменецкий, 15) Ушицкий, 16) Проскуровский, 17) Зиньковецкий, 18) Грудецкий, 19) Староконстантиновский, 20) Базилевский, 21) Кременецкий. А уезды в свою очередь поделили на церковные благочиния.

В конце восемнадцатого века в Брацлавско-Подольской епархии действовало два соборных и 2048 приходских храмов, в которых служили 1865 священников, 1903 диакона и пономаря. Числились еще 69 заштатных священников, 68 заштатных диаконов и пономарей, 319 семинаристов.

В 1797 году часть уездов были переданы в Киевскую и Волынскую губернии, а из Вознесенской епархии присоединены – Балтский и Ольго польский.

В 1799 году, синодальным указом предписывалось, чтобы города Дубно, Кременец и Староконстантинов, числя щиеся в Брацлавской епархии, были отнесены к епархии Житомирской. С этого момента, уменьшённая в своем составе Брацлавская епархия должна была называться епархией Подольской. Титул епископа стал «Подольский и Брацлавский ».

В таком административном состоянии, находясь в пределах Подольской губернии, Подольско-Брацлавская епархия оставалась до 1917 года. К сожалению, наступивший политический хаос, гражданская война и кровавые гонения на Церковь в революционной России нарушили сложившееся административно-каноническое устроение Подольского края и потому установить точный порядок замещения кафедры на основании обнаруженных архивных данных в полноте пока не представляется возможным.

Не ранее 1921 года было образовано Тульчинское викариатство Каменец-Подольской епархии , которое пресеклось уже в 1922 году в связи с отпадением епископа Фотия (Маньковского) в обновленчество .

После окончания ВОВ город Винница стал административным областным центром восточной Подолии. Винницкий епископ стал временно управлять и западной частью Подолии с центром в Хмельницком (ранее именовался Проскуров).

Древний город Каменец Подольский – бывший епархиальный центр упразднённой Подольско-Брацлавской епархии, государственной властью включён был в состав Тернопольской области западной Украины. В настоящее время город Каменец-Подольский - духовно-административный центр одноименной Каменец-Подольской епархии УПЦ.

В 90-х годах ХХ столетия, в связи с крахом идеологии государственного атеизма, в Винницкой епархии, в составе которой был и г. Тульчин, стали быстро возрождаться старые и строиться новые храмы. К концу 1994 года их уже насчитывалось 561.

Учитывая это, Священный Синод УПЦ 4 октября 1994 года принял решение об образовании Тульчинской епархии, путём выделения из Винницкой епархии 16-и восточных благочиний.

В состав новообразованной Тульчинской епархии вошел и древний центр Подольской епархии, некогда многолюдный Брацлав (ныне в нём проживает 6 тысяч человек, в Тульчине - 12,5 тысяч человек).

В 2014 году из Винницкой и Тульчинской епархий Священный Синод УПЦ выделил несколько южных благочиний, из которых была образована третья епархия в Винницкой области - Могилёв-Подольская. Казатинское благочиние Тульчинской епархии тогда же вошло в состав Винницкой епархии.

К сему добавим, что в западной части Подолии - в Хмельницкой области были образованы три самостоятельные епархии УПЦ. Вместе с Каменец-Подольской епархией все они составили число 7, что является историческим максимумом числа православных епархий на Подолии вообще.

ПРАВЯЩИЕ АРХИЕРЕИ БРАЦЛАВСКО-ПОДОЛЬСКИЕ, ПОДОЛЬСКО-БРАЦЛАВСКИЕ, ВИННИЦКО-БРАЦЛАВСКИЕ И ТУЛЬЧИНСКО-БРАЦЛАВСКИЕ

  1. Архиепископ Иоаникий (Никифорович-Полонский) с 12 апреля 1795 по 7 февраля 1819 года (умер).
  2. Архиепископ Антоний (Соколов) с 15 марта 1819 по 3 апреля 1821 года (умер 29 марта 1827 г.).
  3. Архиепископ Ксенофонт (Троепольский) с 3 июля 1821 по 24 января 1832 года (умер 4 мая 1834г.).
  4. Архиепископ Кирилл (Платонов-Богословский) с 24 января 1832 по 28 марта 1841 года (умер), в октябре 1835 года освятивший храм Рождества Христова г. Тульчина - нынешний Кафедральный собор).
  5. Архиепископ Арсений (Москвин) с 5 апреля 1841 по 6 ноября 1848 года, после Киевский митрополит (умер 28 апреля 1878г.).
  6. Епископ Елпидифор (Бенедиктов) с 6 ноября 1848 по 29 марта 1851 года, со временем архиепископ (умер 31 мая 1861 г.).
  7. Епископ Евсевий (Ильинский) с 29 марта 1851 по 1 марта 1858 года, со временем экзарх Грузии – архиепископ (умер 12 марта 1879 г.).
  8. Архиепископ Иринарх (Попов) с 17 марта 1858 по 20 декабря 1863 года (умер 28 сентября 1868 г.).
  9. Архиепископ Леонтий (Лебединский) с 20 декабря 1863 по 2 октября 1874 года, со временем митрополит Московский (умер 1 августа 1893 г.).
  10. Епископ Феогност (Лебедев) с 7 декабря 1874 по 2 декабря 1878 года, со временем архиепископ Новгородский.
  11. Епископ Маркел (Попель) с 9 декабря 1978 по 6 марта 1882 года.
  12. Епископ Викторин (Любимов) с 6 марта по 21 августа 1882 года (умер).
  13. Епископ Иустин (Охотин) с 15 марта 1882 по 28 марта 1887 года, со временем архиепископ Херсонский.
  14. Епископ Донат (Соколов-Бобинский) с 28 марта 1887 по 13 декабря 1890 года, со временем архиепископ.
  15. Епископ Димитрий (Самбикин) с 13 декабря 1890 по 1 ноября 1896 года.
  16. Епископ Ириней – с 2 ноября 1896 по 29 апреля 1900 года.
  17. Епископ Христофор (Смирнов) с 29 апреля 1900 по 1 декабря 1904 года.
  18. Епископ Парфений (Левицкий) с 1 декабря 1904 по 15сентября 1908 года.
  19. Епископ Серафим – с 15 сентября 1908 по 22 марта 1914 года. Епископ Митрофан (Афонский) с 22 марта 1914 по октябрь 1917 года.
  20. Епископ Пимен (Пегов) с октября 1917 по декабрь 1919 года.
  21. Епископ Амвросий – с декабря 1919 по июль 1920 года.
  22. Епископ Пимен – с июля 1920 по октябрь 1923 года.
  23. Архиепископ Борис - с октября 1923 по январь 1927 года.
  24. Епископ Варлаам, временно управляющий с января 1927 по январь 1929 года.
  25. Епископ Петр, управляющий с января 1929 по июль 1931 года.
  26. Сщмч. Александр (Петровский) с 25 августа 1933 по 20 мая 1937 года.
  27. Сщмч. Иннокентий (Тихонов) с 5 апреля по 29 ноября 1937 года.
  28. Евлогий (Марковский) с 5 августа 1942 по 1943 год.
  29. Епископ Максим (Бачинский) с 1944 по декабрь 1945года.
  30. Протоиерей Н. М. Салата – в 1946, уполномоченный Патриаршего экзарха Всея Украины.
  31. Епископ Иаков (Заика) с 2 февраля 1947 по 18 ноября 1948 года.
  32. Епископ Анатолий с 1948 по 1949 год.
  33. Епископ Иннокентий (Зельницкий) с 30 января 1949 по 27 декабря 1951года.
  34. Епископ Андрей (Сухенко) с 27 декабря 1951 по 9 февраля 1954 года в/у, еп. Черновицкий
  35. Епископ Андрей (Сухенко) с 9 февраля 1954 по 17 октября 1955 года.
  36. Архиепископ Симон (Ивановский) с 19 октября 1955 по 14 августа 1961 года. (С 1942 года архиепископ Черниговский и Нежинский. В 1944 году арестован НКВД и до 1954 год отбывал заключение в Сибири на лесоповале).
  37. Архиепископ Иоасаф (Лелюхин) с 14 августа 1961 по 30 марта 1964 года.
  38. Архиепископ Алипий (Хотовицкий) с 30 марта 1964 по 11 ноября 1975 года.
  39. Митрополит Агафангел (Саввин) с 16 ноября 1975 по сентябрь 1991 года. Был незаконно почислен на покой бывшим митрополитом Филаретом (Денисенко) - за противодействие расколу.
  40. Архиепископ Феодосий (Дикун) с сентября 1991 по 1992 год.
  41. Митрополит Агафангел (Саввин) - 1992 год (восстановлен на кафедре решением Архиерейского собора РПЦ перед переводом в Одессу).
  42. Митрополит Макарий (Свистун) с 22 июня 1992 по 4 октября 1994 года - Винницкий и Брацлавский; (с 4 октября 1994 года по 4 июня 2007 года - Винницкий и Могилёв-Подольский).
  43. Митрополит Симеон (Щостацкий) с 10.06. 2007 по - Винницкий и Могилёв-Подольский; (с 5 января 2013 года - Винницкий и Барский). 17 декабря 2018 года Священный Синод Украинской Православной Церкви запретил в служении митрополита Винницкого и Барского Симеона за уклонение в "автокефальный" раскол ПЦУ.
  44. Архиепископ Варсонофий (Столяр) . Решением Священного Синода УПЦ от 17 декабря 2018 г. (журнал № 72) назначен Преосвященным Винницким и Барским.

ТУЛЬЧИНСКО-БРАЦЛАВСКИЕ АРХИЕРЕИ:

44. Епископ Иннокентий (Шестопаль), Тульчинский и Брацлавский с 1994 по 1999 год.

46. Митрополит Ионафан (Елецких), Тульчинский и Брацлавский, с ноября 2006 года и поныне.

Источники и литература:

1. Приходы и церкви Подольской епархии. Под ред. Евфимия Сецинского, 1901 год.

2. Нариси історії Подільської єпархії (1795-1995), А.К. Лисий.

3. Подольские епархиальные ведомости 1876г., 1895 г.

4. Подольские архипастыри (1795-1895). В.Якубович, П. Викул., 1895 г.

Фрагмент карты Тульчина. Около 1815г.

Ныне действующая Свято Успенская церковь построена в 1789 году на средства помещика, графа Щенсного-Станислава Потоцкого. Престол в ней один – во имя Успения Божией Матери. При церкви находится колокольня (ранее была деревянной выстроенной в половине XIX века), вокруг церкви ограда каменная, на каменном фундаменте, построена в 1872 году. Храм ни внутри ни снаружи не был видоизменен. Строителем церкви был священник Павел Голубовский. О нем от 1820г. было письмо графа Мечислава Потоцкого на имя тогдашней Подольской Духовной Консистории. В том письме граф просил, чтобы вместо священника Павла Голубовского, прослужившего при Свято-Успенской церкви 50 лет усердно и в мире со всеми, а также много потрудившегося при постройке самой церкви, был назначен священник Александр Юркевич. Письмо это было передано в 1893г. в Подольское Епархиальное Древнехранилище.

С 1823г. – 1828г служил священник Александр Юркевич. С 1828г. – 1830Григорий Звенигородский.С 1830 – 1834гг Ефрем Витебский.С 1834 – 1867 Иоаким Грепачевский (родственник семей Попова и Вигуржинского ) о котором сохранилась память, как об усердном молитвеннике и добром человеке. Жил он на теперешней улице Шевченко, умер 2 января 1867 года в возрасте 67 лет и погребен около церкви.

После его смерти служил его зять Иоанн Кохановский до 1884г. Затем на 2 года служил Дмитрий Никольский. На место Никольского на должность священника Успенской церкви перемещен законоучитель, инспектор классов и председатель Совета Тульчинского женского епархиального училища, кандидат богословия Павел Савлучинский. В 1890г. во священники к Свято-Успенской церкви рукоположен преподаватель Тульчинского духовного училища, кандидат богословия Федор Добржанский. С 1897г. к Свято-Успенской церкви переведен священник Винницкого собора Алексей Опоков.

Фото 1912г.Фото 1967г.

На територии Свято Успенского храма было много захоронений священников и значительных парафиян. До наших дней дошли только два, мраморные кресты с подробной информацией.

Фото 1955 года.2007г.

В советскую эпоху храм был закрут на некоторое время , но не разрушен. Священик Дмитри й Александрович Рыжковский в свое время « спас » храм от разрушения, а именно в 70-х годах в последний день перед разрушением «выбил» табличку о памятнике архитектуры и срочным образом прикрепил эту, на то время неприкосновенную, табличку. Он также много помог в благоустройстве церкви. Заказал и оплатил за личные средства изготовление копию Почаевской иконы Божей Матери.

«На Спаса» 1956г.от.Дмитрий. 1975г.

По историческим данным годупри Свято-Успенской церкви были две школы: одна церковно-приходская (с 1887г) вблизи церкви, а другая – школа грамоты (с 1896г) в предместье Тульчина.

По состоянию 1901 года прихожан числилось 1230 мужчин и 1166 женщин, это главным образом были мещане Тульчина, которые занимались сапожным и другими ремеслами, продажей товаров которые сами изготовляли.

Более 20-ти лет настоятелем храма является священник Григорий Курдий. В 2003 году поключено к газово му отоплени ю сам храм и созданн ая в 1999 году Воскресн ая школа.


Таинство Венчания. 07.10.2007г.

Фото 27 вересня 2009 р.

Историческое значение монашества и урегулирование жизни его со стороны Церкви.

Еще с V-го в. монашество становится громадной реальной силой в жизни Церкви, это в эпоху её догматической борьбы. Всем известна та роль, которую сыграл авва Далмаций в деле Кирилла Александрийского. Со времени так называемого «разбойничего Ефесского Собора» 449 г. монахи, в силу особого рескрипта императора Феодосия II, получают право представительства на Вселенских Соборах. (На Ефесском Соборе 449г. таким - первым представителем был авва Варсума). Роль, какую сыграли монахи в истории догматических и иконоборческих споров - одно из главных и ярких явлений тех веков (V-VIII в.). Достаточно упомянуть такие светлые личности, как Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, чтобы проникнуться полным уважением пред этим великим, морально крепким институтом.

Однако, громадная сила монашества, выступавшая мало дисциплинированной, почти стихийной /Правда, еще Василий Великий, а раньше Пахомий, организовал монашество. Но отношения его к внешнему миру еще оставались не затронутыми/, встревожила высших представителей Церкви. Вот почему Халкидонский Собор 451 г. обратил на монахов строгое внимание и в 4-ех канонах (4, 8, 23 и 24) старался регламентировать их жизнь. По смыслу этих канонов, монастыри и все вообще монахи подчинялись епископу данной области. Без епископского разрешения не мог быть построен ни один монастырь. Невольники не должны были делаться монахами без разрешения своего господина, и пр. В связи с Халкидонскими Соборами издал законы о монастырях император Юстиниан I (527-565 г.). Он пытался институт монашества ввести в государственный организм и координировать его со всеми другими частями и отраслями государственной жизни. Впоследствии, в конце VII-го в., Собор Трулльский счёл нужным еще раз постановить новые каноны - 40-49 и 35 - относительно жизни монашествовавших. Потом, в конце VIII-го в. VII-ой Вселенский Собор опять издал несколько правил о монашестве, 2, 17-11. Нужно упомянуть еще о «Студийских Постановлениях» - Constitudones Studitanae (Migne. Patr. r. t. XCI a), которые хотя и не писаны рукой Феодора Студийского, но к нему возводятся. Кроме того, в древнем периоде церковной истории мы встречаемся с монашеским вопросом на двукратном Соборе 861 г. пр. 1-7. Наконец, к истории древнего монашества и к его развитию относится новелла 964 г., изданная Никифором Фокою (963-969 г.), которою устанавливались преграды чрезмерному умножению монастырей и увеличению монастырских владений. Данное указание было отменено новеллою Василия II Болгароктона в 988 г.

Из книги История Англии в Средние века автора Штокмар Валентина Владимировна

Историческое значение хартии «Великая хартия вольностей» в основном имела своей целью ограничение власти короля в интересах феодального баронства. В той мере, в какой восставшие бароны нуждались в поддержке рыцарей и горожан, хартия отражает и интересы рыцарей и

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

автора Светлов Роман Викторович

ВОЕННОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ После сокрушительного поражения в битве у Красных скал, основные драматические события которой на самом деле развернулись у Вороньего леса, Цао Цао оправился не сразу. Он считал, что его поражение – это всего лишь стечение

Из книги Великие сражения Востока автора Светлов Роман Викторович

ВОЕННОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ В 751 году войска империи Тан потерпели еще два крупных поражения: тибетцы помогли разбить китайскую армию новорожденному княжеству южнокитайских племен Наньчжао, а на севере восстали подчинившиеся было кидани. В Китае начались нехорошие

Из книги Великие сражения Востока автора Светлов Роман Викторович

ВОЕННОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ Взяв Пекин, монголы, однако, не завоевали империю Цзинь окончательно – обширное царство не сдавалось еще долго, чжурчжэни продолжали сопротивление в южных округах своей державы. Окончательное покорение империи произошло только в 1234 году,

Из книги Великие сражения Востока автора Светлов Роман Викторович

ВОЕННОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ С точки зрения военного искусства история завоевания Хорезма Чингисханом вообще и сражение между Чингисханом и Джелал-ад-Дином в частности наглядно свидетельствуют о том, что при правильном выборе места боя численность

Из книги Великие сражения Востока автора Светлов Роман Викторович

ИСТОРИЧЕСКОЕ И ВОЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ С военной точки зрения ни тактическая, ни стратегическая сторона этого столкновения не несет ничего нового. Однако оно представляет особый интерес с точки зрения истории военного искусства по двум соображениям. Во-первых, здесь наиболее

Из книги Великие сражения Востока автора Светлов Роман Викторович

ИСТОРИЧЕСКОЕ И ВОЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ Хубилай был чрезвычайно раздосадован результатами битвы на берегу Тикудзэн. Тем не менее он считал, что экспедиция провалилась в основном из-за погодных условий, и продолжал дипломатическое давление на Японию. Однако с его следующими

Из книги Великие сражения Востока автора Светлов Роман Викторович

ИСТОРИЧЕСКОЕ И ВОЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ Поражение Тохтамыша в июне 1391 года имело далеко идущие последствия. Пытаясь восстановить свое былое могущество, золотоордынский хан приступил к поиску новых союзников. Результатом его переговоров с Грузией стал грузинский поход Тимура.

Из книги Великие сражения Востока автора Светлов Роман Викторович

ИСТОРИЧЕСКОЕ И ВОЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ Сражение при Анкаре потрясло Османскую империю. Тимур занял Бруссу и всю Малую Азию и Сулейман, наследник османского престола, был вынужден удалиться в Европу. Победа Тимура при Анкаре на несколько десятилетий отложила падение

Из книги Великие сражения Востока автора Светлов Роман Викторович

ИСТОРИЧЕСКОЕ И ВОЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ После сражения Бабур стал именовать себя гази, т.е. «победитель неверных», подчеркивая значение одержанной им победы. Эта победа очень укрепила настроение могольского войска, от былой неуверенности не осталось и следа. Желая закрепить

Из книги Великие сражения Востока автора Светлов Роман Викторович

ИСТОРИЧЕСКОЕ И ВОЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ Сражение при Хансандо заставило японцев отложить на неопределенное время вторжение в Китай и резко изменило весь ход войны в Корее. Японский флот не смог прорваться к западному побережью Кореи, чтобы оказать поддержку своей армии. Между

Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр Николаевич

Историческое значение Урарту В формировании народностей Закавказья и Армянского нагорья и их государств Урартское государство сыграло главную роль. Известно, что само царство Урарту было объединением, которое в своем составе имело разнородное в этническом отношении

Из книги Генералиссимус князь Суворов [том I, том II, том III, современная орфография] автора Петрушевский Александр Фомич

Глава ХХII. В Тульчине: обучение войск; 1796. Любовь Суворова к учебным занятиям с войсками. - "Наука побеждать"; время составления, её первообраз, историческое значение с уставной стороны, военно-педагогическое с внутренней. - Начала, положенные в основу "Науки побеждать". -

Из книги История православия автора Кукушкин Леонид

Из книги Ломоносов в русской культуре автора Ивинский Дмитрий Павлович

Историческое значение Итак, образ Ломоносова оказывался сложен и претендовал на ключевое положение в русской культуре: он соединял и объединял в некоторое духовное единство историю государства, общества, науки, литературы, апеллируя вместе с тем к высшим смыслам

Свобода совести гражданам Украины гарантирована Конституцией Украины. "Каждый имеет право на свободу мировоззрения и вероисповедания. Это право включает свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, беспрепятственно отправлять единолично или коллективно религиозные культы и ритуальные обряды, вести религиозную деятельность.

Осуществление этого права может быть ограничено законом только в интересах охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других людей.

Церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства, а школа от церкви. Никакая религия не может быть признана государством как обязательная.

Никто не может быть освобожден от своих обязанностей перед государством или отказаться от выполнения законов по мотивам религиозных убеждений. В случае, если исполнение воинской обязанности противоречит религиозным убеждениям гражданина, выполнение этой обязанности должно быть заменено альтернативной (невоенной) службой ".

По данным Украинской ассоциации религиоведов, на 1 января 2003 в Украине было зарегистрировано 26 271 религиозная община (один тысяча семьдесят шесть общин действовали без регистрации). Это вдвое больше, чем у тысяче девятьсот девяносто один г.1 В распоряжении религиозных организаций находились 19112 культовых сооружений (храмы, мечети, синагоги и т.д.), из них 2 332 находились в процессе строительства. В состав церквей входили 344 монастыре с 5864 монахами и монахинями и 249 миссий. Действовали 160 духовных учебных заведений с 18 000 слушателей и почти 10 000 воскресных школ. Выходили 334 периодических издания.

Расширился спектр религий и деноминаций. На сегодня количество известных конфессий в стране превысило сто. Однако 99,5% всех религиозных образований относятся к 25 основных вероисповеданий. Среди опрошенных в 2002 70% взрослого населения Украины назвали себя православными (в том числе те, кто окончательно еще не определился в своем отношении к религии), 7% - греко-католиками, 2,2% - протестантами, менее 1% - римо-католиками, мусульманами, иудеями.

По нашему мнению, причинами, которые способствовали повышению религиозности населения Украины, были:

Достаточно высокий уровень демократичности духовной жизни общества, начал складываться с середины 80-х годов XX в.;

Вакуум в массовом сознании, возникший после краха тоталитарного режима;

Резкие изменения в социальной структуре, поляризация общества, вызвала потребность в милосердии и благотворительности;

Религиозно-культурные традиции, особенно в западноукраинских областях;

Активизация деятельности всех религиозных организаций, их поддержка со стороны средств массовой информации и т. Д.

Современная религиозная ситуация в Украине обозначена целым рядом особенностей:

Значительное количество граждан колеблются между верой и безверием. Остальные - неверующие, убежденные атеисты, просто равнодушны к религии. Вместе с тем, почти 85% опрошенных заявили, что они прошли обряд крещения, то есть формально являются христианами, а половина неверующих и убежденных атеистов посещают богослужения во время религиозных праздников и материально поддерживают церковь.

Религиозность верующих имеет заметно этажный, а часто демонстративный характер и сводится лишь к выполнению формальных христианских требований, например, ношение нательного крестика. Только 20% верующих посещают службу Божью раз в неделю, еще 20% - раз в месяц, половина - только в дни религиозных праздников. Чуть больше трети верующих знают только одну молитву, еще треть - по две-три.

Религиозное сознание людей, как верующих, так и неверующих, характеризуется заметной неопределенностью. Как правило, они признают существование Бога, однако не всегда верят в существование души, греха, Рая и ада. Следовательно, эти понятия приобретают в них не столько религиозного, сколько нравственного окраску. Причем треть верующих, половина тех, кто колеблется между верой и безверием, и шестая часть неверующих и атеистов одновременно признают переселение душ, противоречит христианскому вероучению. Кстати, опрос 2002 выявило только 1,7% украинских, которых по ряду критериев можно отнести к категории "настоящих верующих". Это преимущественно одинокие пожилые женщины, которые жили в сельской местности. Примерно такие же результаты дало длительное международное исследование современной религиозности в России. В СПИА - наоборот. К середине 80-х годов более 90% американцев считали себя верующими, 60% были членами религиозных организаций, 50% регулярно посещали богослужения.

Религиозность населения Западноукраинского региона в целом выше религиозность жителей других областей Украины. Еще до начала первых реальных шагов по либерализации советской государственной политики в отношении религии на семь западноукраинских областей приходилось более половины зарегистрированных религиозных общин. На 1 января 2003 верующими называли себя 80% взрослого населения этого региона. Если в целом в Украине на один населенный пункт приходится в среднем 0,7 религиозной общины, то в западных областях этот показатель в 2-3 раза выше.

Центрами религиозной деятельности стали города, тогда как в дореволюционные времена и в первые десятилетия советской власти религиозным было прежде всего украинское село. Эта особенность отражает общую для всех более или менее развитых стран тенденцию к урбанизации.

Центрами распространения нетрадиционных религий являются Донецкая и Киевская области, Автономная Республика Крым (до половины всех зарегистрированных организаций) - регионы без устоявшейся религиозной традиции или такие, где результаты политики искоренения религии оказались наиболее успешными.

Имеется проблема кадров: если православные и католические религиозные объединения испытывают потребность в квалифицированных кадрах священнослужителей, то в протестантских общинах благодаря созданной ими собственной системе образования их в 2-3 раза больше, чем самих общин.

Наблюдается раскол в украинском православии. Сейчас в Украине действуют:

1) Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ), который находится под духовной опекой главы украинских церквей в Америке и в диаспоре митрополита Константина (в миру Багана), пред-стоятеля - митрополит Мефодий (в миру Кудряков)

2) Украинская православная церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП), которую возглавляет патриарх Киевский и всей Руси-Украины Филарет (в миру Денисенко)

3) Украинская православная церковь Московского Патриархата, возглавляемая митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром (в миру Сабодан).

До 1989 г.. Православные христиане страны были объединены в Украинский экзархате Русской православной церкви (РПЦ). 19 августа 1989 Львовская православный приход святых апостолов Петра и Павла во главе с протоиереем Владимиром Яремой вышла из юрисдикции РПЦ и объявила себя принадлежащим к Украинской автокефальной православной церкви, б-6 июня 1990 состоялся I Всеукраинский собор УАПЦ, на котором была образована Украинская патриархия под руководством 90-летнего племянника С. Петлюры митрополита Мстислава (в миру Степана Скрипника). Он проживал в СПИА и возглавлял УАПЦ в Америке. Произошел первый раскол в современном украинском православии. Далее события развивались так. С октября 1990 Патриархат РПЦ предоставил автономию Украинской экзархата, что означало его превращения в самостоятельную и независимую Украинскую православную церковь (УИЩ) каноническому подчинением ее Патриархата РПЦ, то есть подчинением по вопросам вероучения, догматики, культа, церковной организации. Предстоятелем УПЦ был избран митрополит Филарет. Синод УПЦ стал выбирать и назначать на должности епископов, распоряжаться материальными средствами церкви. Начался процесс формирования 16-й мировой автокефалии - Украинский. Однако он был сведен на нет очередным (вторым) церковным расколом. Причиной раскола стали как объективные, так и субъективные причины. Его история во многом поучительна.

В ноябре 1991 г.. (После провозглашения независимости Украины) на соборе УПЦ митрополит Филарет высказался за независимость Украинской церкви от РПЦ. Все епископы во главе с ним поехали в Москву просить отпускную грамоту. 1-3 апреля 1992 Синод РПЦ рассмотрел просьбу украинских епископов и не удовлетворил его. Более того, Синод лишил митрополита Филарета епископской достоинства. 27 мая 1992 архиерейский собор УПЦ в Харькове вместо митрополита Филарета объявил своим предстоятелем митрополита Ростовского и Новочеркасского (РПЦ) Владимир (Сабодан). За митрополитом Владимиром ушел почти весь епископат УПЦ. Однако митрополит Филарет этих решений не признал. Он заявил, что в такое трудное время не может оставить украинскую паству, а потому вместе со своими сторонниками присоединился к УАПЦ. Официально УАПЦ было провозглашено в январе 1919 г.. Декретом Директории УНР. В январе 1930 г.. Решением II чрезвычайного Поместного собора УАПЦ была ликвидирована при содействии ее духовенства (так записано в документах собора) контрреволюции в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции в России. Однако церковь не исчезла. ее преемницей объявила себя УАПЦ в СЕЛА. & Центр и сегодня находится в штате Нью-Джерси.

После присоединения к УАПЦ сторонников митрополита Филарета началась активная работа по созданию в Украине новой церкви. Эта работа была проведена в течение короткого времени. 25 июня 1992 на Объединительном соборе было объявлено о роспуске УПЦ и УАПЦ и образования на их базе единой религиозной организации-Украинской православной церкви Киевского Патриархата (УПЦ-КП). Предполагалось, что новая церковь возглавит патриарх Мстислав, который не присутствовал на соборе. Заместителем патриарха стал митрополит Филарет (эту должность было установлено впервые за более чем тысячелетнюю историю православия).

Однако жизнь показала, что объединение церквей с самого начала носило формальный характер и поэтому очень быстро прекратило свое существование. Зато с двух церквей возникло три, а с одной патриархата - два. Патриарх Мстислав не признал образовавшуюся церковь и назначил архиепископа Львовского и Галицкого Петра (в миру Петруся) возглавить ту часть верующих УАПЦ, которые не присоединились к УПЦ-КП. УПЦ во главе с митрополитом Владимиром (Сабоданом) также продолжала существовать. Количество ее приходов существенно не изменилась, только некоторые из них перешли к УПЦ-КП. Эту религиозную организацию стали называть Украинской православной церковью Московского Патриархата (УИЩ-МП).

11 июня 1993 патриарх Мстислав умер и был похоронен в его резиденции в Саунт-Баунд-Брук в США. В сентябре 1993г. Был избран новый патриарх УАПЦ, которым стал митрополит Димитрий (светское имя Владимир Ярема).

23-24 октября 1993 УПЦ-КП выбрала своего патриарха - митрополита Владимира (в миру Романюка). После его смерти в июле 1995 УПЦ КП возглавил митрополит Филарет, избранный на соборе этой церкви патриархом Киевским и всея Руси-Украины.

В феврале 2000г. В руководстве УАПЦ произошли новые изменения. Умер патриарх УАПЦ Димитрий. Согласно его завещанию следующего патриарха было решено не избирать, а просить митрополита Константина (в миру Баган), который возглавляет украинские православные церкви в Америке, духовно опекать УАПЦ. Согласие на это от митрополита Константина было получено. Формально предстоятелем УАПЦ в Украине стал митрополит Мефодий (в миру Кудряков). Однако в июне 2003 года произошел третий раскол в современном украинском православии. Митрополит Мефодий объявил себя митрополитом Киевским и всея Украины и вышел из-под опеки митрополита Константина. В юрисдикции последнего осталась Харьковско-Полтавская епархия и отдельные приходы по всей Украине.

Итак, современное украинское православие расколото. Его образуют три церкви. Существенной особенностью отношений чем ими является нехватка понимания. Это одна из определяющих черт отечественного православия в сфере внутренних и межрелигиозных отношений. Все время на разных его уровнях ведутся разговоры о необходимости объединения всех его ветвей. Однако церкви выдвигают противоречивые требования, полностью или частично исключают саму возможность их объединения. Они обвиняют друг друга в измене Писанию, в политических пристрастиях, изымают друг у друга храмовые здания, ценности, финансовые поступления и даже религиозные учебные заведения.

Взаимоисключающего разногласия во взглядах, представлениях, убеждениях и идеалах, в ценностных ориентациях и социальных установках церковного руководства различных православных конфессий в Украине неизменно отражается на их пастве растерянностью, неуверенностью, разочарованием, психологическими волнениями и даже взаимной неприязнью и конфликтами. Как следствие, украинское православие все больше теряет свое специфическое историческое предназначение быть моральным защитником и утешителем всех обездоленных, материально и социально необеспеченных, задавленных проблемами жизни и разочарованных в нем, лишенных надежды на лучшее будущее на земле, то есть тех, о ком шла речь в Нагорной проповеди Иисуса Христа:

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо землю унаследуют они.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны вы, когда позорить и гнать вас будут, и будут лицемерно вас наговаривать всячески неправедно злословить ради Меня. Радуйтесь и веселитесь, - ибо велика ваша награда на небесах: Так гнали и пророков, бывших прежде вас... Вы - соль земли... Вы - свет мира.

На 1 января 2003 деятельность православных церквей в Украине характеризовалась примерно такими данными.

Украинская православная церковь Московского Патриархата насчитывала 10042 религиозные общины, 144 монастыри с 4046 монахами, 8 285 священников, 8542 культовые сооружения (1018 - в процессе строительства), 16 учебных заведений, 3 245 воскресных школ, 116 периодических изданий. Общины были объединены в 34 епархии с управлениями во всех областных центрах (кроме Ужгорода), а также в Мукачево, Хусте, Каменце-Подольском, Белой Церкви, Глухове, Горловке, Тульчине, Кривом Роге, Владимире-Волынском, Овруче. Наименьшее количество приходов эта церковь имела в Галичине, больше всего - в Черниговской, Сумской, Полтавской и Хмельницкой областях. Подготовка священнослужителей и церковнослужителей осуществлялась в основном в Киевских духовной академии и семинарии, а также в семинариях Одессы, Луцка, Мукачево, Хмельницкого, Чернигова и поселка Городок (Ровенская область). УПЦ МП относятся христианские святыни, как Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра и Свято-Успенская Почаевская Лавра. Официальный печатный орган церкви - журнал «Православный вестник». В Одессе находится Александрийское подворье - официальное представительство Александрийской православной церкви при Московском патриархате.

Украинская православная церковь Киевского Патриархата насчитывала 3 196 религиозных общин, 31 монастырь, 2514 священнослужителей 2206 культовых сооружений (триста восьмого процессе строительства), 17 учебных заведений, 881 воскресную школу, выдавала 25 периодических изданий. Наибольшим влиянием эта церковь пользуется в Галичине, Волынской, Ровенской, Черновицкой и Киевской областях, причем именно на три галицкие области приходилось две трети приходов этой церкви. Начали появляться общины УПЦ-КП в Крыму и Закарпатской области. В состав церкви входило 29 епархий. Кадры духовенства готовились в Киевских духовных академии и семинарии, а также в семинариях Львова, Луцка, Ивано-Франковска, Тернополя, Ногинска (Московская область) и на теологическом факультете Черновицкого университета. Официальный печатный орган - журнал «Православный вестник». Руководит церковью Высшая церковная совет во главе с патриархом, ее иерархи подчеркивают, что УПЦ-КП является национальной церковью и поэтому претендует на статус государственного.

В состав УПЦ-КП входит на правах автономии митрополия Западной Европы и Канады, объединяет православных греков, итальянцев, французов, немцев и представителей других национальностей. Возглавляет автономию митрополит Миланский и всей Лангобардии, которому подчинены архиепископы Парижский и тюрингском и Ванкуверская епископия. В1996 г.. В УПЦ-КП присоединились также греческие православные, которые не признают перехода Элладской церкви на григорианский стиль (старостильники), объединенные в Греческий экзархат УПЦ-КП с тремя епархиями.

Украинская автокефальная православная церковь насчитывала 1 110 зарегистрированных и незарегистрированных религиозных общин, 3 монастыря, 676 священнослужителей, 789 культовых сооружений, уже действовали или сооружались, 7 учебных заведений, 248 воскресных школ, б периодических изданий. В ее состав входят епархии: Киевская, Львовская, Галицкая, Тернопольская, Луцько-Волынская, Хмельницкая, Днепропетровская, Харьковско-Полтавская и Черниговская. Большинство приходов находятся на Львовщине и Тернопольщине. В Закарпатской, Черниговской, Винницкой, Кировоградской, Черновицкой, Сумской и Запорожской областях приходов УАПЦ нет.

Кроме православных, в Украине действуют еще греко-католическая и римско-католическая церкви. Сложная ситуация исторически сложилась и вокруг этих церквей.

Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ) образована на западноукраинских землях в результате заключения Брестской унии 1596 Дело в том, что в конце XVI в. почти вся Украина входила в состав государств, в период Средневековья были форпостами Ватикана на востоке Европы - Венгерской феодального государства, которая царила на Закарпатье, и Польского королевства, чтобы середине XIV в. захватило Галичину и Западное Подолье. Остальные Правобережья, то есть Волынь, Киевщина, Брацлавщина и часть Левобережья, что в ХИVст. были захвачены Литовским государством, в результате политических комбинаций между польскими и литовскими феодалами согласно Люблинской унии 1569 г.. также отошла в состав Речи Посполитой.

Итак, по территории современной Украины пролегала граница между зонами доминирования православия и католицизма. На этой границе и шла борьба за влияние на религиозные общины. ее результатом стало объединение Киевской митрополии с католической церковью, провозглашенное в Бресте на соборе 1596 Уния сохраняла по новой церковью православной обрядность, особенности организации православной церкви, однако господствующим считалось вероучения католицизма. Главой униатской церкви признавался Папа Римский.

Уния вызвала раскол украинского народа по конфессиональному признаку. В той части Украины, которая входила в состав Российской империи, униатскую церковь была ликвидирована в 1839 (Правобережье, Волынь) и в 1875 (Холмщина). В Украине в составе СССР эту церковь была запрещена в 1946, после чего она продолжала действовать нелегально до 1989 г.., Когда была восстановлена в правах.

Таким образом, как и что навязываемое с помощью принуждения, Брестская церковная уния принесла украинскому народу много горя. И. Франко писал, что она очень ослабила украинском и. .не помогла и полякам, потому преследования православия вызвало среди русинов недовольство, которое 1648 страшной пожаром взрывалось в войнах Хмельницкого и нанесло первый смертельный удар польскому государству "1.

Сегодня разворачивается процесс восстановления УГКЦ. ее сеть полностью восстановлена на уровне С-40-х годов - периода наивысшего развития. Она состоит из более 3400 приходов, обслуживаемых 2075 священнослужителями, 90 монастырей (+1096 монахов и монахинь), 6 миссий, 2654 культовых сооружений (триста сорок девятом процессе строительства), 14 учебных заведений, в том числе Львовская богословская академия, 907 воскресных школ 26 периодических изданий. Епархии УГКЦ существуют в СЕЛА, Канаде, Польше и других странах. Есть общины также в России, Казахстане, Беларуси, Литве. Подавляющее большинство приходов (97%) действуют в западных областях Украины. Возглавляет церковь (кроме Мукачевской епархии, непосредственно подчиненной Ватикана) верховный архиепископ. Сегодня эту должность занимает кардинал Любомир Гузар.

В общем УГКЦ активно влияет на национальное возрождение, развитие национального сознания и культуры украинского народа. Важным признаком общественной деятельности УГКЦ усилия по преодолению устаревшей вражды между греко-католиками и православными. Между ними постепенно налаживаются нормальные цивилизованные контакты, их иерархи участвуют в совместных мероприятиях (церемониях и праздниках), выражают стремление к христианскому единству, создают в отдельных областях экуменические совета для согласования межконфессиональных и межцерковных недоразумений.

Римско-католическая церковь (РКЦ) существует на территории Украины с XIV в. вследствие образования католической митрополии и распространение католицизма в XVI в. переселенцами из Польши. Поэтому сторонниками этой церкви главным образом представители польского меньшинства.

В 1991 г.. Папа Иоанн Павел П возобновил деятельность римско-католических диоцеза (от лат. - Управление) в Украине и назначил епископов во Львове, Каменце-Подольском и Житомире, а в 1996 г. - в Луцке. Со своей стороны Украина установила дипломатические отношения с Ватиканом, и в 1992г. Папа назначил первым апостольским нунцием (послом) в Украине архиепископа Антонио Франко. В 2001 г.. Папа провозгласил митрополита Львовского архиепископа Марьяна Яворского кардиналом.

РКЦ практически завершила свою развитие. Ею были образованы Львовская архидиоцезии как ее духовный центр, другие управленческие и духовно-учебные структуры. На 1 января 2003 РКЦ имела 840 зарегистрированных общин, 77 миссий, 477 священнослужителей, 269 из которых - иностранцы, 771 культовое сооружение (.64 - в процессе строительства). Кроме Львовской архидиоцезии в ее состав входят еще

6 диоцеза (Киево-Житомирская, Каменец-Подольская, Луцка, Мукачевский, Харьковско-Запорожская и Одесско-Симферопольская). Приходы Закарпатской области объединены в апостольскую администратуру, подчиненную непосредственно Ватикана. Продолжается процесс открытия католических духовных школ. Уже действуют колледж святого Фомы Аквинского в Киеве, высшее духовное школа Святого Духа в Городке на Подолье, духовная семинария в Ворзеле под Киевом, духовная семинария в Брюховичах возле Львова (всего

7 учебных заведений и 504 воскресные школы). Действует издательство монахов-доминиканцев "Кайрос", большим тиражом издается религиозная периодика (15 периодических изданий). Открываются монастыре доминиканцев, кармелитов, францисканцев и др.

Основные усилия РКЦ на современном этапе направлены на возрождение церковной сети, существовавшей в период наибольшего влияния католицизма в Украине - в ХУШ-XIX вв. В то же время католические общины активно участвуют в развитии национальной государственности и духовном возрождении народа, в преодолении межконфессиональной вражды, ее постоянно поддерживали все предыдущие режимы. РКЦ становится, наконец, полноправным членом нашей церковной жизни. ее иерархи и другие духовные лица принимают участие в работе Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций, являющихся прообразом будущего единения верующих разных конфессий.

Однако следует откровенно констатировать, что отношения между православными и Римско-католической церквями в Украине остаются очень противоречивыми. Духовенство УПЦ МП, например, продолжает считать, что Римский Патриархат откололся от вселенского православия в 1054 из-за собственной гордыни и с той поры латинство стало использоваться в борьбе с хранительницей Божественной истины - святой православной церковью. Претензии к православию остаются и в РКЦ. Кризис усугубляет также грубое вмешательство во внутрицерковные дела представителей политических партий и движений, а также отдельных зарубежных центров, таким способом борются "свои канонические украинские территории".

Среди религиозных объединений национальных меньшинств в Украине работают Закарпатская епархия реформатской церкви (100 приходов), прихода Немецкой евангелическо-лютеранской церкви, Украинская епархия Армянской апостольской церкви и др. Значительное, как и раньше, распространение в Украине имеет иудаизм. После провозглашения независимости в государстве созданы благоприятные условия для возрождения и развития культурной и религиозной жизни евреев. В конце XX в. в Украине действовало более 120 еврейских культурологических обществ, более 70 религиозных общин, возглавлялись двумя руководящими объединениями: религиозными общинами иудейского вероисповедания Украины и иудейской религиозными организациями Украины.

Среди протестантских церквей наибольшей является Союз евангельских христиан-баптистов Украины. Его общины более или менее равномерно расположены в областях, за исключением Тернопольщины, Ивано-Франковской, Херсонской и Крыма, где влияние баптизма назначений. Часть баптистов объединяется вокруг бывшего Совета церквей евангельских христиан-баптистов. Возглавляет баптистов в государстве старший пресвитер Украины, их областными общинами руководят старшие пресвитеры в областях.

В Украине также влиятельными протестантские церкви: пьятидссятницьки - Союз христиан веры евангельской, Союз свободных церквей христиан веры евангельской и общества пятидесятников за союзами; Церковь адвентистов седьмого дня; организации свидетелей Иеговы, общины мормонов. Примерно 3/5 общин пятидесятников приходится на Закарпатскую, Ровенскую, Тернопольскую и Львовскую области; 2/5 общин адвентистов - на Винницкую, Черновицкую, Закарпатскую и Хмельницкую области. На организации свидетелей Иеговы приходится почти 3% общего количества религиозных объединений Украины, примерно половина иеговистов - жители Закарпатья; общины мормонов существуют в основном в Донецкой области и в Киеве.

В последние годы в Украине, преимущественно в городах, появились отдельные общины буддистов (в том числе их монастырь в Черкассах) и даосистов.

Важной особенностью современной религиозной ситуации в Украине является распространение на ее территории одного из основных направлений ислама - суннизма. Его духовные лидеры в своей проповеднической ДЕЯТЕЛЬНОСТИ пытаются привести принципы ислама в соответствие с требованиями современности, пропагандировать общечеловеческие аспекты мусульманского мышления, опровергнуть распространенные в обыденном сознании представление об исламе как воинственную религию. Духом современности наполнена и социально-политическая ориентация мусульманских общин в Украине. их духовенство призывает всех граждан к сотрудничеству в борьбе за мир, к активному участию в реформировании государства. Мусульманские общины в Автономной Республике Крым добиваются возвращения в прежние национально-территориальные границы крымскотатарского населения и восстановление его в гражданских правах. Ислам в Украине есть самобытным элементом пестрой палитры равноправных религий, играет свою роль в духовной жизни суверенного государства.

В целом современную религиозную ситуацию в Украине можно более глубоко и основательно представить с помощью выделения семи условных религиозно-территориальных регионов.

1. Волынский регион - Волынская, Ровенская и Тернопольская (север) области. Здесь в основном действуют приходы УПЦ-КП и УПЦ-МП. Среди протестантов преобладают пятидесятники. Крупнейшими центрами религиозной жизни является Почаевская лавра, Успенский Зимненский монастырь и Корецкий Ставропигийский монастырь.

2. Галицкий регион - Львовская, Ивано-Франковская и большая часть Тернопольской области. В регионе полностью преобладает греко-католицизм. Среди православных церквей влиятельными е УАПЦ и УПЦ-КП. Наибольшие очаги религиозной жизни - Львов (собор святого Юра, Успенская церковь, кафедральный костел Римской католической церкви), Ивано-Франковская область (Гошев), Тернополь, Бучач, Крехов.

3. Закарпатский регион. В нем сосредоточены 8,3% приходов УПЦ МП, 7,4% - УГКЦ, 11,5% - Римско-католической церкви, 50,4% общин свидетелей Иеговы, существуют реформатские общины и последователи многих других религиозных объединений, действуют в Украине, однако нет приходов УАПЦ. Крупнейшими центрами религиозной жизни являются города Ужгород и Мукачево.

4. Подольско-Буковинский регион - Хмельницкая, Винницкая и Черновицкая области. Здесь преобладают прихода УПЦ МП, УПЦ КП, старообрядческие и католические (латинского обряда) общины с центрами религиозной жизни в Каменце-Подольском, Виннице, Черновцах, Хмельницком, Белой Кринице. Объектами почитания есть могилы Белокриницких митрополитов, а также священников Алимпия и Павла, чьими усилиями якобы был основан старообрядческую Белокриницкую организацию. Местными святынями есть источник святого пророка Ильи в Деражнянском районе Хмельницкой области и Аннино гора с церковью святой праведницы Анны в Черновицкой области.

5. Центральный регион - Киевская, Житомирская, Черниговская, Сумская, Полтавская и Кировоградская области. В регионе преобладают прихода УПЦ МП и УИЩ-КП. В нем находятся главные религиозные святыни государства (Киево-Печерская лавра, Софийский собор) и объекты паломничества (мощи святых отцов Киево-Печерских, мощи святой великомученицы Варвары и священно-мученика митрополита Киевского Макария, которого в 1497 убили татары во время совершения им литургии, усыпальница святого великой княгини Ольги, могила цадика рабби Нахмана в Умани и др.)

6. Юго-восточный регион -Харкивська, Днепропетровская, Запорожская, Донецкая и Луганская области. В регионе доминирует УПЦ-МП, а важнейшим центром религиозной жизни является Харьков.

7. Южный регион - Одесская, Херсонская и Николаевская области и Автономная Республика Крым. В нем преобладает УПЦ МП, однако здесь сосредоточено наибольшее количество мусульманских и иудаистських общин. Он также является одним из главных центров старообрядчества, Германской и Шведской евангелическо-лютеранских церквей. Крупнейший религиозный центр - Одесса, где объектом поклонения является "стопа" апостола Андрея Первозванного в Свято-Успенской Одесской патриаршей обители. В Одессе расположены также лютеранские кирхи, синагоги, центр старообрядческой епархии.

Такая сложная георелигийна ситуация в Украине отражает напряженность современного религиозного процесса. Это требует от органов государственной власти постоянного внимания к нему, изучение его взаимодействия с руководством церквей, сект, религиозных объединений, поиска путей взаимопонимания между ними (без вмешательства в их сугубо религиозные дела).

Сложной остается религиозная ситуация не только в стране, но и в ее многих административно-территориальных образованиях. Например, в Автономной Республике Крым в конце 2003 было зарегистрировано 34 конфессии и 930 религиозных организаций и общин, в том числе:

Мусульманских - более 300;

УПЦ МП - 360;

УПЦ-КП -15;

Евангельских христиан-баптистов - 20;

Свидетелей Иеговы - 17;

Русской православной старообрядческой церкви 2;

Адвентистов-реформатов - 1;

Адвентистов седьмого дня - 16;

Армянской апостольской церкви - 7;

Армии спасения - 2;

Ортодоксальных иудеев - 4;

Прогрессивных иудеев - 8;

Мессианских церквей - 1;

Немецких лютеран - 8;

Лютеранской Украинской автономной церкви - 6;

Методистских - 3;

Русской истинно-православной церкви - 6;

Церкви Святослава - 1;

Сознания Кришны -5;

Мормонов - 2;

Христовой церкви - 1.

По данным Управления по вопросам религии Одесской облгосадминистрации, в 2003г. В области функционировало 20 конфессий и 900 зарегистрированных религиозных организаций, которым принадлежало более 400 церквей, костелов, синагог, монастырей и тому подобное. Среди них: УПЦ МП - 469 организаций, баптисты - 130, УПЦ-КП - 59. Только в Одессе было: синагог - 2, христианских церквей - 27 (греко-католических - С, УПЦ МП - 5, УПЦ-КП - 3, протестантских 16) и 4 их филиала. В городе функционируют Одесская духовная семинария (основана 1 октября 1838, закрыта в 1919, восстановлена в 1946, выпустила более 2000 священнослужителей), Одесская богословская семинария (основана в 1989 г. , срок обучения от 1 до 4 лет, готовит бакалавров богословия, пасторского служения, служение благовестия, служение проповедника; преподавателей воскресных школ, руководителей хорового пения) Христианский гуманитарно-экономический открытый университет - внеконфессиональный выше духовно-светское учебное заведение со стационарной и заочной формам обучения. В нем изучаются богословские (осуществляется подготовка бакалавров и магистров теологии) и светские дисциплины (экономика, юриспруденция, психология, журналистика).

Итак, религиозный плюрализм в Украине, значительная активизация в последние годы на его почве различных псевдорелигиозных движений, оккультных школ и сект - очевидное свидетельство религиозного кризиса в обществе. Даже православная церковь, единственная из церквей в отечественной истории, которая функционировала неизменно все десять веков своего существования, и та сегодня остро нуждается в поддержке, защите и возрождению. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что духовный авторитет всех религий, действующих в стране, может быть восстановлен путем укрепления их специальными субъектами - истинно верующими и здоровой частью полностью деполитизированного духовенства.

Обучающий тренинг

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Назовите в хронологической последовательности государственные программные документы, регламентирующие религиозную деятельность.

2. По вашему мнению, что означает свобода совести сегодня?

3. справедливо утверждать, что начался процесс формирования 16-й мировой православной автокефалии - Украинский? Докажите свое мнение.

4. Какие события, причиной образования двух новых православных церквей в Украине? Что это за церковь?

5. Есть ли сегодня кризис православия? Докажите свое мнение.

6. На каких принципах происходил процесс внедрения католицизма на украинских землях? Приведите примеры.

7. Чем объясняются противоречивые отношения между православной и греко-католической церквами в Украине?

8. По вашему мнению, все религиозные объединения национальных меньшинств в Украине имеют одинаковые права? Обоснуйте свое мнение.

9. Правильно утверждать, что современное общество находится на этапе религиозного кризиса? Докажите свое мнение.

а) 50; б) 70; в) 90.

П. Определите количество общин греко-католической церкви среди общего количества религиозных общин Украины (в процентах): а) 26; б) 18; в) 32.

ПИ. Определите особенности отношений между церквями современного украинского православия: 1) взаимопонимания; 2) жесткое противостояние; 3) нейтральные отношения.

IV. Определите роль греко-католической церкви в историческом прошлом Украины: 1) средство воссоединения Польши, Венгрии,

Украина; 2) средство социального, национального и государственного порабощения народа Украины; 3) средство воссоединения Западной Украины с Советской Украиной.

V. Определите характер деятельности униатского духовенства во время оккупации Украины немецко-фашистскими захватчиками: 1) борьба с оккупантами; 2) сотрудничество с оккупантами; 3) соблюдение нейтралитета в отношениях с оккупантами.

VI. Определите характер отношений между православной и греко-католической церквами в Украине: 1) дружеские; 2) враждебные; 3) нейтральные; 4) противоречивы.

VII. Исключите лишнее в перечне названий условных религиозно-территориальных регионов: 1) Южный; 2) Юго-восточный; 3) Причерноморский; 4) Центральный; 5) Подольско-Вуковинський; 6) Закарпатский; 7) Галицкий;