Ремонт авто Уход за... Обзоры авто

Расходы на социальную защиту. Расходы на социальное обеспечение и социальную защиту населения

Расходы бюджета на культуру и искусство (включая кинематографию), средства массовой информации (включая телевидение, радиовещание, периодическую печать и издательства)

В статье 7 Конституции РФ провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе его образовательного и культурного уровня.

Этими документами определены принципы финансирования расходов на культуру при сочетании бюджетного финансирования с элементами коммерческой деятельности, что вполне соответствует структуре современного рыночного механизма. Например, музеи финансируются за счет бюджетных ресурсов, используя коммерческие начала для пополнения коллекций и приобретения эксклюзивных экспонатов на аукционах. Театры, дворцы культуры активно предоставляют платные услуги, используя полученные ресурсы на удовлетворение духовных, эстетических потребностей населения. Этим реализуются принципы доступности всех слоев населения к культурным ценностям и благам.

С этой целью государство предоставляет учреждениям культуры дополнительные льготы (особый порядок налогообложения, налоговые льготы юридическим и физическим лицам, финансирующим культурную сферу, формирования механизма благотворительности и т.д.).

В зависимости от видов учреждения культуры организуются на государственной, региональной и частной собственности. Нормативный порядок финансирования этих учреждений не ограничивает получение ими внебюджетных средств.

Однако бюджетные ресурсы преобладают среди источников финансирования культурной сферы. Поэтому существует несколько способов определения необходимости в средствах:

В зависимости от норм бюджетного финансирования на человека и численности населения;

На основе определенного процента от суммы национального дохода региона;

На основе процента от общей суммы бюджетных расходов.

Проблемы современного состояния российской экономики, приводящие к дефицитности бюджетов и инфляционным процессам, оказывают влияние на финансирование учреждений культуры. Методы определения бюджетных ассигнований различаются по типам и видам этих учреждений. При этом средства выделяются в основном учреждениями, не ориентированными на активную коммерческую деятельность.

Согласно бюджетной классификациирасходы на культуру отражаются в разделах «Культура и искусство», включая кинематографию (раздел 1500), «Средства массовой информации», включая телевидение, радиовещание, периодическую печать и издательства (раздел 1600). Распределение расходов осуществляется по целевым и экономическим статьям посредством постатейного принципа выделения бюджетных средств на основе сметного расчета. По каждой статье применяется отдельная методика. Особенности финансирования музеев зависят от численности хранителей музейного фонда, структуры музея, состава предметов, их ценности, состояния, степени доступности экспонатов, необходимости их приобретения, наличия охранной сигнализации.



При утверждении сметы расходов на очередной год учитываются фактическое ее исполнение за ряд лет и объем бюджета.

При определении фонда оплаты труда не предусматривается создание фондов материального поощрения работников. Доходы, поступающие от входной платы в музеи, называются специальными средствами. По ним формируются отдельная смета доходов и расходов, их распределение осуществляется по предметным статьям по согласованию с учредителями.

Методика расчета по основным статьям театров и концертных организаций не имеет специфических особенностей. Заработная плата артистических и художественных работников подразделяется на фонд оплаты труда штатных сотрудников и приглашенных. Другие расходы регулируются объемом доходов и бюджетных поступлений. Бюджетные средства выделяются в качестве субсидий, определенных как разница между расходами и доходами. Смета театра представляет собой финансовый план, состоящий из двух разделов: доходы и поступления; расходы и отчисления. В первом разделе учитываются доходы и сборы по основной деятельности, прочие доходы, бюджетные субсидии, во втором - все расходы независимо от источников покрытия.

Из федерального бюджета финансируются учреждения и организации культуры по перечню, определенному Правительством РФ. В него включены библиотеки, музеи, театры, учебные заведения, имеющие особую культурную значимость для России, например, Государственный Эрмитаж, Всероссийская государственная библиотека, Государственный академический Большой театр и др.

В каждом субъекте РФ имеются организации культуры, имеющие региональное значение. Источником финансирования их деятельности выступают региональные бюджеты.

Из муниципальных бюджетов финансируется самая массовая сеть государственных учреждений культуры. Финансирование таких объектов может быть свободным и индивидуальным. В зависимости от этого распределяется общий объем бюджетных ресурсов. Бюджет крупного учреждения культуры подразделяется на две части: первая предназначена для финансирования государственных учреждений, вторая - для финансирования программ и мероприятий, для обеспечения деятельности негосударственных организаций и лиц, вносящих вклад в развитие культуры и искусства. При его формировании применяется методология «от достигнутого уровня».

В отдельных регионах устанавливается определенный процент на содержание культурной сферы. Необходимо отметить, что в условиях дефицитности бюджетных ресурсов с целью повышения эффективности их использования применяется конкурсное рассмотрение предложений потенциальных исполнителей заказа местных администраций. При этом возможен вариант финансирования программ из разных источников, в том числе при долевом участии. В этом случае бюджетные средства перечисляются исполнителю одной суммой.

При исполнении социально-творческого заказа его финансирование разбивается на две части - основную и конъюнктурную. Основная часть финансируется и не может быть изменена, конъюнктурная представляет собой широкий выбор услуг при возможности их замены. Таким образом, при финансировании культурной сферы применяется нормативно-сметный метод расчета с различными модификациями.

Рассмотрим экономическую группировку расходов по отрасли «культура», финансируемых за счет бюджета с точки зрения видов деятельности и форм финансирования:

Таблица 8.2.

Наименование Государственные Негосударственная сеть учреждений и организаций
учреждения организации
1. Текущая деятельность
1.1. финансирование в разрезе экономических статей + - -
1.2. финансирование в форме субсидий - + +
2. Реализация региональных и федеральных целевых программ + + +
3. Финансовая поддержка особо ценных объектов культурного наследия народов РФ (федеральный и региональный бюджет) + + -
4. Проведение фестивалей, конкурсов и других мероприятий за счет средств:
4.1. государ.-го, регион.-го и местного значения + + +
5. Государственные инвестиции на:
5.1. оборудование + + -
5.2. капитальный ремонт и реставрацию объектов культуры + + -
5.3. новое строительство + + -

Одним из направлений использования общественных фондов потребления, бюджетных средств является содержание нетрудоспособных и престарелых граждан, оказание материальной помощи отдельным группам населения (одиноким матерям, семьям, потерявшим кормильца, многодетным семьям и др.)

Объем средств, выделяемых на социальную защиту граждан, зависит от уровня экономического развития страны, состояния сферы материального производства. Источником формирования фондов, из которых финансируются мероприятия по социальной защите населения, является национальный доход, созданный трудоспособными гражданами и прошедший затем перераспределение через бюджетную систему и внебюджетные фонды.

Мобилизуемые в бюджет и внебюджетные фонды денежные средства позволяют государству осуществлять социальную политику.

Средства государственных целевых внебюджетных фондов , созданных в соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», являются финансовой гарантией конституционных прав граждан России на социальную защиту в случае старости, болезни, неблагоприятного социального и экономического положения некоторых групп населения.

1. Пенсионный фонд Российской Федерации, цель которого - государственное управление пенсионным обеспечением граждан.

2. Вторым по величине социальным внебюджетным фондом является Фонд социального страхования РФ, образованный в соответствии с Указом Президента от 7 августа 1992 г. Цель его - финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха и др.

3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Из федерального бюджета финансируются:

Комплекс мероприятий по социальной защите населения;

Выплата пенсий военнослужащим, компенсация Пенсионному фонду РФ расходов по выплате государственных пенсий и пособий, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет федерального бюджета;

Финансирование федеральных программ: «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несо­вершеннолетних», «Организация летнего отдыха детей» и др. Основной объем бюджетных средств, направляемых на социальную защиту населения, проходит через региональные и местные бюджеты

Расходы на мероприятия по социальной защите населения

Становление России как социально ориентированного государства предполагает развитие новых адекватных современным условиям институтов социальной сферы в дополнение к прежней системе социального обеспечения.

Одной из таких структур является система социального обслуживания населения, предоставляющая населению - престарелым, инвалидам, многодетным, неполным и молодым семьям, другим категориям нуждающихся граждан - бесплатно или на льготных условиях разные виды социальных услуг.

Такая деятельность осуществляется через сеть сложившихся учреждений: домов-интернатов, социальных приютов, социально-реабилитационных центров и т.п. и посредством создания новых форм социального обслуживания социальных центров, телефонов доверия, служб срочной психологической помощи и поддержки и др.

Программно-целевой принцип реализации социальной политики является приоритетным. Для этого разрабатывается ряд программ, например, федеральные программы «Молодежь России», «Планирование семьи», «Дети-сироты» «Дети-инвалиды» и др., основной целью которых является создание организационных, правовых и экономических механизмов реализации социальной политики.

Данная группа расходов занимает наибольший удельный вес в системе государственных расходов. В условиях перехода к рыночным отношениям расходы на социальную защиту населения становятся приоритетными и возрастают в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги, а также в результате инфляции и обесценения денег.

Социальная защита представляет собой систему приоритетов и механизмов их реализации через государственные и иные институты, для обеспечения гарантированного гражданам уровня нормальной жизнедеятельности в соответствии с конкретными условиями общественного развития. Этот уровень зависит от состояния социально-экономического развития общества, величин валового внутреннего продукта, накопленного национального богатства и характера их распределения, от эффективности работы механизмов реализации системы.

Финансовое выражение социальной защиты проявляется в перераспределительных отношениях, связанных с формированием и использованием специальных денежных фондов из которых производятся различные социальные выплаты населению.

Основой для расчета размеров минимальных социальных выплат, служит размер среднедушевого потребительского бюджета . Для этого рассчитывается стоимость и состав минимальной потребительской корзины по основным продуктам питания, одежды, медикаментов, топлива, набора услуг, необходимых для семьи. Размер минимального потребительского бюджета периодически пересматривается в связи с изменением уровня цен и переутверждается представительным органом.

Расходы на социальную защиту населения в финансовых документах, планах, прогнозах, отчетах отражаются как расходы на социальное обеспечение и социальную помощь.

Имеются различия в понятиях, включаемых в категорию социальной защиты населения.

Социальное обеспечение охватывает широкий спектр отношений по материальной поддержке нетрудоспособных и неработающих членов общества. Как формы социального обеспечения выступают социальное страхование, выплаты социальных пособий и так называемая «социальная помощь» малоимущим слоям населения.



Социальное страхование по своей экономической природе связывается с трудовой деятельностью человека и формированием фондов для соответствующих выплат, зависящих от результатов этой деятельности. То есть средства по социальному страхованию образуются в значительной степени по принципу самофинансирования, с большим или меньшим временным интервалом от их получения пользователем (страхователем).

Социальная помощь малоимущим распространяется на многие категории населения, находящихся в основном за «чертой бедности» и имеет характер «вспомоществования» за счет государства или благотворительных фондов – общественных, целевых, частных и имеет цель – «призрения бедных».

Таким образом, можно выделить три метода формирования средств для финансирования социальных нужд: страховой, бюджетный, благотворительных взносов (пожертвований).

Страховой метод предполагает отчисления средств в определенном размере от объемов деятельности, перечисляемых по каналам перераспределения для финансирования видов социальных выплат.

При бюджетном методе средства выделяются из общегосударственного фонда денежных ресурсов, на уровне, определяемом возможностями государства и целями социальной и бюджетной политики.

При методе благотворительных взносов (пожертвований) средства не имеют фиксированных размеров и расходуются в меру их поступления по каналам и на цели, определяемые организациями, осуществляющими благотворительные взносы.

Социальное страхование реализуется преимущественно через систему пенсионного обеспечения, выплату пособий по временной нетрудоспособности, социальную поддержку при потере работы.

Пенсия – это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, связанная с достижением установленного стажа работы в разных видах трудовой деятельности.

С принятием Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» от 20 июня 1997 г. начата пенсионная реформа. Ее суть – в переходе пенсионного обеспечения от существовавшего по 1997 г. принципа солидарности поколений при формировании пенсионных фондов на принцип индивидуальных накоплений . Для этого предусмотрен Государственный центр по выплате пенсий и Государственный накопительный пенсионный фонд, формируемый путем уплаты социального налога всеми юридическими лицами и физическими лицами, занимающими предпринимательской деятельностью.

Кроме того, работодатели ежемесячно перечисляют в форме обязательных пенсионных взносов 10% от оплаты труда, включая все виды заработной платы, различные премии, доплаты, надбавки. За счет данного источника формируются пенсионные накопления вкладчиков накопительных пенсионных фондов. Вкладчики или их работодатели могут вносить в дополнение к обязательным пенсионным взносам добровольные пенсионные взносы , размер которых не ограничен; они вносятся единовременно или многократно, регулярно или нерегулярно, наличными деньгами или перечислениями (безналично).

Пенсионные взносы направляются в Государственный накопительный пенсионный фонд или негосударственный накопительный пенсионный фонд по выбору вкладчика, которому, на основании пенсионного договора открывается индивидуальной пенсионный счет и личный номер – социальный индивидуальных код (СИК).

Накапливаемые взносы вкладчиков пенсионные фонды передают через уполномоченный банк (кастодиан) организациям, осуществляющим инвестиционное управление пенсионными активами (ООИУПА), которые размещают средства в ценные бумаги, депозиты банков и другие финансовые инструменты. Полученный при размещении доход, называется инвестиционным доходом , распределяется по индивидуальным счетам вкладчиков в соответствии с суммой накопленных средств.

Вторым направлением в социальном страховании является выплата пособий.

Пособие – это гарантированная денежная выплата при временном перерыве в работе, а также для компенсации повышенных расходов, возникающих в определенных случаях.

Пособия, выплачиваемые в рамках социального страхования включают:

1) выплаты по больничным листам;

2) пособие по уходу за ребенком;

3) пособие по беременности и родам;

4) пособие на похороны;

5) расходы по приобретению путевок в санатории.

В Республике Казахстан система социального страхования осуществляется на основе Закона РК от 25 апреля 2003 года «Об обязательном социальном страховании». Основной целью введения системы обязательного социального страхования в республике являлось обеспечение работающих граждан, за которых перечислялись обязательные социальные отчисления, наряду с базовыми государственными пособиями, дополнительными выплатами в случае наступления рисков.

Социальные риски обычно обладают следующими признаками:

Во-первых, экономическими. К ним относятся:

Угроза потерять работу по причине несоответствия спроса и предложения рабочей силы в результате структурной перестройки экономики, экономического кризиса, реструктуризации, оптимизации производства и др.;

Угроза нетрудоспособности в силу профзаболевания, производственной травмы, являющейся обычно следствием нежелания предпринимателей вкладывать средства в обеспечение техники безопасности и создание благоприятных условий труда. В этих случаях причины риска не зависят или мало зависят от самого работника.

Во-вторых, часть рисков непосредственно связана с наступлением случаев, связанных с временной потерей трудоспособности и достижением пенсионного возраста и т.д.

Риск материальной необеспеченности можно определять как вероятность наступления из-за производственной травмы или профессионального заболевания. Эти риски носят массовый характер. Но их особенностью является и то, что они не наступают одновременно для всех застрахованных, всего населения. В то же время существуют риски, обусловленные социально-экономическими условиями, которые, как, например, инфляция, дефолт и т.п., могут одновременно наступить для всего населения. Подобные риски не охватываются социальным страхованием.

Важное и необходимое условие построения подлинно страховой системы социальной защиты населения - выявление реальных функций страховых выплат в материальном обеспечении застрахованных.

В свою очередь это составляет основу методологии установления их величины, условий, формы и порядка выплаты страховых выплат.

Международная организация труда определяет понятие социальной защиты как систему, призванную обеспечить определенный уровень доступа к жизненно необходимым благам и определенный уровень благосостояния граждан, которые в силу обстоятельств (старость, состояние здоровья, потеря кормильца или работы) не могут быть экономически активными и обеспечивать себя доходами путем участия в достойно оплачиваемом труде.

В соответствии с этим за годы реформы в Казахстане создана трехуровневая система социальной защиты.

Первый уровень - гарантированные Конституцией Республики Казахстан социальные выплаты, т.е. выплаты всем гражданам на одинаковом уровне без учета персонального вклада гражданина в развитие общества (базовая пенсионная выплата, государственные пособия, единовременные выплаты по рождению/уходу за ребенком);

второй уровень - пенсионные выплаты за счет обязательных пенсионных взносов и социальные выплаты из АО «Государственный фонд социального страхования», т.е. дополнительное социальное обеспечение граждан, учитывающее их персональный вклад в развитие общества;

третий уровень - социальные выплаты за счет добровольного страхования.

Следует отметить, что сегодня система социального страхования стала важнейшим и необходимым элементом социально-экономических отношений современного Казахстана. Разработана законодательная база, определяющая основы системы обязательного социального страхования республики. Ее принципиальное отличие от других видов страхования (страхования имущества, транспортных средств и т.д.) состоит в том, что она обеспечивает защиту человека от материальной необеспеченности в связи с невозможностью участия в трудовой деятельности. Поэтому социальным страхованием в первую очередь охвачены наемные работники и люди, живущие за счет собственного труда, основным источником существования которых является заработная плата или доход.

Таким образом, под системой обязательного социального страхования понимается совокупность норм и правил, устанавливаемых и гарантируемых государством, регулирующих отношения между участниками системы обязательного социального страхования.

Основными принципами обязательного социального страхования являются:

1) всеобщность соблюдения и исполнения законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном страховании;

2) гарантирование государством мер, применяемых для обеспечения социальных выплат;

3) обязательность участия в системе социального страхования;

4) использование социальных отчислений на социальные выплаты при наступлении социальных рисков;

5) обязательность социальных выплат при наступлении социальных рисков участников системы обязательного социального страхования;

6) гласность в деятельности государственных органов, обеспечивающих обязательное социальное страхование.

Система обязательного социального страхования Казахстана является дополнительной формой социальной защиты участников системы, т.е. работающего населения республики. С 2005 года социальные выплаты для участников системы социального страхования при наступлении социальных рисков осуществляются за счет финансовых ресурсов Акционерного общества «Государственный фонд социального страхования» (далее - Фонд или ГФСС), созданного со стопроцентным государственным участием в уставном капитале.

При этом финансовые ресурсы ГФСС формируются путем перераспределения социального налога и аккумулирования социальных отчислений в Фонд, уплачиваемых плательщиками по следующим ставкам, установленным Законом РК «Об обязательном социальном страховании»:

Участниками системы обязательного социального страхования являются физические лица, за которых производились социальные отчисления и которые имеют право на получение социальных выплат при наступлении социальных рисков.

Плательщиками социальных отчислений являются работодатели или самостоятельно занятое лицо (индивидуальный предприниматель, частный нотариус, адвокат, обеспечивающий себя работой, приносящий им доход), осуществляющие исчисление и уплату социальных отчислений.

Фонд осуществляет основную деятельность на страховых принципах аналогично страховой организации и отвечает по своим обязательствам своими активами.

ГФСС учрежден государством, как внебюджетная организация и не входит в бюджетную систему государства. Определяющим моментом деятельности Фонда является не коммерческая, а социальная цель: осуществление социальных выплат при наступлении социальных рисков участников системы обязательного социального страхования (далее - СОСС).

Право на получение социальных выплат из ГФСС участника системы обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления, возникает:

1) на случай утраты трудоспособности - со дня установления уполномоченным органом по назначению социальных выплат степени утраты трудоспособности на основании медицинских заключений;

2) на случай потери кормильца - с даты смерти, указанной в свидетельстве о смерти, либо с даты, указанной в решении суда о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;

3) на случай потери работы - со дня обращения участника системы обязательного социального страхования за регистрацией в качестве безработного в уполномоченный орган по вопросам занятости;

4) на случай потери дохода в связи с беременностью и родами - с даты отпуска по беременности и родам, указанной в листке нетрудоспособности;

5) на случай потери дохода в связи с усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) - с даты отпуска работникам, усыновившим (удочерившим) новорожденного ребенка (детей), указанной в листке нетрудоспособности;

6) на случай по потере дохода, в связи с уходом за ребенком по достижению им возраста одного года - с даты рождения, указанной в свидетельстве о рождении ребенка.

В случае рождения двух и более детей социальная выплата на случай потери дохода, в связи с уходом за ребенком по достижению им возраста одного года, назначается на каждого ребенка отдельно.

При этом размер минимальной социальной выплаты по уходу за ребенком по достижению им возраста одного года установлена не ниже размера государственного пособия, выплачиваемого из республиканского бюджета (в зависимости от очередности рождения ребенка). А максимальный размер - не более 40 процентов от 10-кратного размера минимальной заработной платы, устанавливаемый Законом о республиканском бюджете на соответствующий год.

С начала введения в действие СОСС с 2005 года по состоянию на 1 октября 2008 года, сумма осуществленных социальных выплат из ГФСС составила 21 314 млн тенге, из них 20 491,3 млн тенге только за 9 месяцев текущего года.

В соответствии с Посланием Главы Государства народу Казахстана 2007 года «Новый Казахстан в новом мире» в целях обеспечения женщине возможности сочетания профессиональной деятельности с воспитанием детей с 1 января 2008 года введено обязательное социальное страхование беременности, родов и материнства для работающих женщин - участников СОСС.

Размер социальных выплат из системы обязательного социального страхования определяется на основе фактически поступивших социальных отчислений в Фонд на конкретного участника СОСС, с учетом продолжительности и размеров отчислений.

В структуре социальных выплат по республике по итогам 9 месяцев 2008 года основную долю занимают выплаты по беременности и родам - 10 484,4 млн тенге (51,2%) и по уходу за ребенком - 8 998,8 млн тенге (43,9%).

Наибольшая доля социальных выплат за 9 месяцев 2008 г. осуществлены в г. Алматы (18%), Южно-Казахстанской области (10%), г. Астана (9%) к общему объему социальных выплат по республике.

Анализ деятельности АО «Государственный Фонд социального страхования» показал, что социальное страхование не является универсальным механизмом социальной защиты на все времена. Оно зависит от состояния экономики, рынка труда, демографических условий развития общества и ряда других факторов. Например, структурные преобразования экономики, рост дифференциации в доходах населения, долгосрочные демографические изменения, рост продолжительности жизни населения - эти и ряд других проблем в дальнейшем могут потребовать модернизации экономических, правовых и организационных механизмов институтов социального страхования.

Все это означает, что социальная защита перестала быть монополией государства и приобретает многосубъектный характер. Ее субъектами помимо государства (Правительства и местных исполнительных органов) являются работодатели, сами работники, общественные организации, внебюджетные организации и объединения, благотворительные фонды, коммерческие организации-спонсоры, отдельные меценаты. Представление, что социальная защита - это только забота государства, уже не отвечает сегодняшним реалиям. Более того, она может быть достаточно эффективной лишь при объединении усилий работников, работодателей и государства.


Данная группа расходов занимает наибольший удельный вес в системе государственных расходов и продолжает увеличиваться. В условиях перехода к рыночным отношениям расходы на социальную защиту населения становятся приоритетными и возрастают в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги, а также в результате инфляции и обесценения денег.
Социальная защита представляет собой систему приоритетов и механизмов их реализации через государственные и иные институты, для обеспечения гарантированного гражданам уровня нормальной жизнедеятельности в соответствии с конкретными условиями общественного развития. Этот уровень зависит от состояния социально- экономического развития общества, величин валового внутреннего продукта, накопленного национального богатства и характера их распределения, от эффективности работы механизмов реализации системы.
Финансовое выражение социальной защиты проявляется в перераспределительных отношениях, связанных с формированием и использованием специальных денежных фондов из которых производятся различные социальные выплаты населению.
Основой для расчета размеров минимальных социальных выплат служит размер среднедушевого потребительского бюджета. Для этого рассчитывается стоимость и состав минимальной потребительской корзины по основным продуктам питания, одежды, медикаментов, топлива, набора услуг, необходимых для семьи. Размер минимального потребительского бюджета периодически пересматривается в связи с изменением уровня цен и лсрсутвсржда- стся представительным органом.
Социальные расходы осуществляются через Государственный центр по выплате пенсий, Государственный накопительный пенсионный (?юпд, Фонд государственного социального страхования, Фонд содействия занятости (см. главу 16 «Внебюджетные фонды»), государственный бюджет, социальные фонды или lt;[юнды потребления предприятий, организаций. Выплаты производятся органами социальной защиты населения, предприятиями, организациями, центрами занятости. На предприятиях и в организациях социальное страхование отслеживают профсоюзные комитеты.
Расходы на социальную защиту населения в финансовых документах, планах, прогнозах, отчетах отражаются как расходы на социальное страхование и социальное обеспечение.
Социальное обеспечение охватывает широкий спектр отношений по материальной поддержке нетрудоспособных и неработающих членов общества. Как формы социального обеспечения выступают социальное страхование, выплаты социальных пособий и так называемая «социальная помощь» малоимущим слоям населения.
Социальное страхование по своей экономической природе связывается с трудовой деятельностью человека и формированием фондов для соответствующих выплат, зависящих от результатов этой деятельности, то есть средства по социальному страхованию образуются в значительной степени по принципу самофинансирования, с большим или меньшим временным интервалом их получения пользователем (страхователем).
Социальная помощь малоимущим распространяется на многие категории населения, находящихся в основном за «чертой бедности» и имеет характер «вспомоществования» за счет государства или благотворительных фондов - общественных, целевых, частных и имеет цель - «призрения бедных».
Таким образом, можо выделить три метода формрова- ния средств для финансирования социальных нужд: страховой, бюджетный, благотворительных взносов (пожертвований).
Старховой метод предполагает отчисления средств в определенном размере от объемов деятельности, перечисляемых по каналам перераспределения для финансирования видов социальных выплат.
При бюджетном методе средства выделяются из общегосударственного фонда денежных ресурсов, на уровне, определяемом возможностями государства и целями социальной и бюджетной политики.
При методе благотворительных взносов (пожертвований) средства не имеют фиксированных размеров и расходуются в меру их поступления по каналам и на цели, определяемые организациями, осуществляющими благотворительные взносы.
Социальное страхование реализуется преимущественно через систему пенсионного обеспечения, выплату пособий по временной нетрудоспособности, социальную поддержку при потере работы, медицинское страхование.
С принятием Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» от 20 июня 1997 г. начата пенсионная реформа. Ее суть - в переходе пенсионного обеспечения от существовавшего до 1997 г. принципа солидарности поколений при формировании пенсионных фондов на принцип индивидуальных накоплений. Для этого предусмотрен Государственный центр по выплате пенсий и Государственный накопительный пенсионный фонд, формируемые путем уплаты обязательных пенсионных взносов юридическими и физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью. Эти институты финансируют выплату пенсий при наступлении или наличии определенных законом условий.
Пенсионные выплаты осуществляются из Государственного центра по выплате пенсий гражданам, достигшим пенсионного возраста - мужчины - 63 года, женщины - 58 лет, и имеющим трудовой стаж, соответственно 25 и 20 лет. Для некоторых категорий граждан установлен пониженный пенсионный возраст и трудовой стаж, а также льготное исчисление трудового стажа для определенных видов деятельности.
Возможны пенсионные выплаты по возрасту в неполном объеме при отсутствии у граждан необходимого трудового стажа; они рассчитываются пропорционально имеющемуся стажу.
Исчисление пенсионных выплат в полном объеме производится из Государственного центра по выплате пенсий из расчета 60% среднемесячного дохода за любые 3 года работы подряд независимо от перерывов в работе с 1 января 1995 г.; в расчет дохода включаются все виды оплаты труда и иные доходы по перечню, устанавливаемому Правительством Республики Казахстан.
Доход для исчисления пенсионных выплат из государственного центра не может превышать 15-кратного месячного расчетного показателя, устанавливаемого законом о республиканском бюджете на соответствующий год.
Размер пенсионных выплат за каждый полный отработанный год до 1 января 1998 г. сверх требуемого трудового стажа увеличивается на 1%, но не более 75% от дохода, учитываемого для исчисления пенсии. Пенсионные выплаты из Государственного центра назначаются и выплачиваются пожизненно.
Имеются особенности финансирования пенсионного обеспечения военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, других правоохранительных органов (следст-
венных, национальной безопасности, гвардии, службы охраны высших должностных лиц).
Источник финансирования пенсионных выплат этих категорий в конечном счете единый - средства республиканского и местных бюджетов - непосредственно или перераспределяемые из бюджета на содержание соответствующих структур (обороны, национальной безопасности, служб охраны правопорядка). Но на период проведения пенсионной реформы перераспределение средств дифференцировано в зависимости от стажа службы по состоянию на 1 января 1998 г.:
более 10 лет - за счет средств республиканского бюджета и средств, предусмотренных на содержание соответствующих органов;
менее 10 лет - за счет аналогичных (предыдущему пункту) средств и индивидуальных пенсионных накоплений путем взносов в государственные или негосударственные накопительные пенсионные фонды;
для лиц, впервые поступивших на службу после 1 января 1998 г. - за счет индивидуальных пенсионных накоплений из государственного или негосударственных накопительных пенсионных фондов - по выбору.
Право на получение пенсии за выслугу лет имеют лица, прослужившие в соответствующих структурах не менее 25 лет, достигшие установленного законодательством предельного возраста, уволенные по сокращению штатов и при некоторых других основаниях.
Пенсионные выплаты устанавливаются их расчета 60% от денежного довольствия; за каждый год выслуги сверх 25 лет размер выплат увеличивается на 2%; общий размер выплат не должен превышать 75% от денежного довольствия. В размер денежного довольствия, учитываемого для пенсионного обеспечения военнослужащих, сотрудников органов охраны правопорядка, включаются: оклад по должности, оклад (доплата) по воинскому (специальному) званию, надбавка за выслугу лет, стоимость продовольственного пайка и другие надбавки, установленные законодательством.
Военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов могут формировать пенсионные накопления также за счет добровольных взносов на основе договора с негосударственным пенсионным фондом.
Вторым направлением в социальном страховании является выплата пособий по временной нетрудоспособности, в том числе по беременности и ролам.
Финансирование поданному направлению осуществляется из Фонда государственного социального страхования (порядок формирования и использования этого Фонда изложен в главе «Внебюджетные фонды», раздел 2). Пособия по временной нетрудоспособности назначаются и выплачиваются в связи с заболеванием, травмой, протезированием, уходом за заболевшим членом семьи, карантином, при временном переводе на другую работу из-за профессионального заболевания или заболевания туберкулезом и в других случаях в порядке, установленном правительством.
Размер выплачиваемых пособий зависит от среднего заработка, непрерывного стажа работы человека. При непрерывном стаже работы 8 и более лет пособие выплачивается в размере 100% среднего заработка, при стаже от 5 до 8 лет - 80%, менее 5 лет - 60%. Из средств социального страхования также выплачиваются пособия при рождении ребенка, на погребение, финансируется санаторно- курортное лечение работников.
В системе социального обеспечения выделяются выплаты социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца, по возрасту. Они регулируются соответствующим Законом «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца, по возрасту». Выплата упомянутых пособий осуществляется за счет средств государственного бюджета в разных степенях кратности от размеров месячного расчетного показателя. Степень кратности зависит от вида пособия (инвалидность, потеря кормильца, преклонный возраст), физического состояния индивидуума (группа инвалидности), имущественного положения семьи (количество нетрудоспособных членов). Например, по состоянию на начало действия закона (январь 1998) выплаты пособий по инвалидности варьируются от 3 до 15 месячных расчетных показателей, по случаю потери кормильца - от 2 до 10, пособий по возрасту - в размере 3-х месячных расчетных показателей.
Важными элементами социальной защиты являются страхование по безработице и медицинское страхование.
Данные формы действуют на основе страхового метода формирования соответствующих фондов денежных средств.
В случае признания гражданина безработным в установленном законодательством порядке он имеет право на социальную поддержку в соответствии с законодательством о занятости населения. Эта поддержка включает: выплату пособий по безработице, подготовку и переобучение безработных, организацию общественных работ, предоставление информации о наличии рабочих мест. Затраты по перечисленным мероприятиям финансируются Фондом содействия занятости населения. Фонд образуется за счет отчислений средств предприятий, работодателей, устанавливаемых в процентах к фонду оплаты труда и относимых на издержки (себестоимость) производства. В бюджетных организациях непроизводственной сферы затраты включаются в смету и покрываются за счет бюджетных ресурсов.
Расходы по обязательному медицинскому страхованию покрываются из средств Фонда обязательного медицинского страхования. В свою очередь, часть средств Фонда формируется за счет страховых платежей - взносов страхова- тслей-работодателей в установленном размере к фонду оплаты труда и относится на себестоимость продукции, работ, услуг. Другая часть средств Фонда формируется за счет средств бюджета. Обе части расходов - работодателей и бюджета - должны обеспечить выполнение так называемой базовой программы обязательного медицинского страхования (см. раздел 18.3). Поэтому размер страховых взносов устанавливается в ежегодно утверждаемом республиканском бюджете, а порядок и сроки их уплаты, распределение, - регулируются правительством.
Социальная помощь отдельным категориям граждан включает разнообразные льготы по оплате бытовых услуг: расходов на содержание жилища, за коммунальные услуги (централизованное отопление, холодное и горячее водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, канализацию, мусороудаление, обслуживание лифтов), пользование телефонами, за топливо. Перечисленные льготы могут предоставляться в виде полного или частичного освобождения от оплаты в зависимости от отнесения граждан к определенной категории:
инвалиды I и И групп;
участники, инвалиды Великой Отечественной войны и лица, приравненные к ним;
военнослужащие, имеющие выслугу 20 и болсс лет; специалисты здравоохранения, образования, культуры, спорта, социального обеспечения, проживающие в сельской местности;
некоторые категории работников правоохранительных органов (внутренних дел, следственных органов); жертвы массовых политических репрессий; граждане, пострадавшие от экологических бедствий; многодетные матери и семьи;
граждане, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний;
некоторые другие категории граждан, отнесенные законодательством к нуждающимся в помощи (получающие доходы ниже прожиточного минимума).
Допускается по решению местных представительных органов предоставление льгот в виде денежных выплат.
Перечисленные расходы на социальную помощь финансируются из местных бюджетов. Соответствующие бюджетные средства перечисляются предприятиям и организациям энергетики, угольной промышленности, транспорта, коммуникаций, газового хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства в порядке возмещения их расходов.
Выплаты в порядке оказания социальной помощи из местных бюджетов оказываются: пострадавшим от ядер- ных испытаний, малообеспеченным семьям при низком уровне душевого дохода, некоторым другим категориям населения.
Предприятия и организации отраслей народного хозяйства, другие работодатели могут предоставлять дополнительную материальную и денежную помощь своим работникам, как действующим, так и бывшим, членам их семей из собственных социальных фондов.

Еще по теме Расходы на социальную защиту населения:

  1. 3.1. Социальная ответственность частного бизнеса как фактор\r\nинвестиционной активности в социальной сфере
  2. Сущность и значение финансовой политики и финансового механизма в социально-экономических процессах
  3. 5. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ (НАЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ УЗБЕКИСТАНА)
  4. 3.1. Социальное страхование и вспомоществование на новом этапе (50-70-е гг. XX века)

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс -

Источниками формирования фондов финансирования мероприятий по социальной защите населения является национальный доход государства, создаваемый трудоспособными гражданами, прошедший перераспределение через бюджетную систему и внебюджетные фонды.

В соответствии с законодательством РФ в целях социального обеспечения населения в России созданы и постоянно действуют фонды (подробно рассматриваются в разделе "Фонды"):

Пенсионный фонд РФ;

Фонд социального страхования РФ;

Государственный фонд занятости населения РФ. Пенсионный фонд РФ формируется за счет отчислений

средств от минимального налога, уплачиваемого юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в связи с применением упрощенной системы налогообложения, ассигнований из федерального бюджета, средств предприятий и других источников дохода. Пенсионный фонд используется для выплат государственных трудовых пенсий, пенсий по инвалидности, пособий на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, а также выплат компенсаций пенсионерам.

Исключительно из федерального бюджета производится выплата пенсий военнослужащим, компенсаций Пенсионному фонду РФ расходов по выплате государственных пособий и пенсий, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, финансирование программ "Дети-сироты", "Дети-инвалиды" и другие. Расходы на пенсии и пособия планируются по видам пенсий и пособий исходя из среднегодового числа получателей и среднего расхода на одного получателя на основе статистических данных органов социального обеспечения, демографических расчетов и утвержденных размеров пенсий и пособий.

Фонд социального страхования РФ предназначен для финансирования выплат пособий по временной нетрудоспо

собности, беременности и родам, при рождении ребенка и уходу за ребенком до 1,5 лет, финансирования организаций санаторно-курортного лечения и отдыха. Источниками формирования фонда являются:

Налоговые поступления (отчисления от единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения юридических и физических лиц; минимального налога, взимаемого с товаропроизводителей в связи с применением упрощенной системы налогообложения; единого налога на вмененный доход от отдельных видов деятельности; единого сельскохозяйственного налога);

Добровольные взносы организаций всех форм собственности;

Добровольные пожертвования;

Средства бюджетов различных уровней бюджетной системы (в отдельных случаях).

Эти средства используются на:

Строительство и содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов;

Обеспечение инвалидов средствами передвижения и протезами;

Обучение и трудоустройство инвалидов;

Оказание помощи инвалидам и престарелым в санаторно-курортном лечении;

Оказание помощи малоимущим, многодетным семьям, одиноким матерям;

Оказание помощи реабилитационным центрам, приютам, службам психологической помощи и поддержки и т. д.

Государственный фонд занятости населения РФ используется для реализации мероприятий государственной политики в сфере занятости населения. Фонд формируется за счет следующих источников:

Страховых взносов предприятий и организаций всех форм собственности;

Ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Несмотря на заботу государства в отношении социальной защиты граждан, в сложившихся условиях переходного периода к новым экономическим отношениям государство в лице органов власти способно лишь обеспечить минимальный уровень социальных благ и услуг. Если Россия как социально-ориентированное государство видит себя в системе передовых стран, она непременно должно провести реформирование социальной сферы в направлениях:

Разработки обоснованной нормативной базы формирования фондов на основе государственных минимально-достаточных социальных стандартов;

Пересмотра условий выплат пенсий и пособий по уровню не ниже прожиточного минимума;

Пересмотра условий выплат по болезни, беременности и родам;

Перехода к финансированию пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей в пределах 1 - 1,5% фонда заработной платы с возмещением расходов, превышающих этот уровень;

Отказа от субсидирования санаторно-курортных мероприятий, кроме как реально нуждающимся;

Перевода страховых выплат по инвалидности в систему обязательного пенсионного страхования;

Перевода системы пенсионного обеспечения на накопительный принцип выплат;

Сокращения числа или полной ликвидации фондов и создания единого фонда социальной защиты населения РФ.

Еще по теме 5.5.4. Расходы на социальное обеспечение и социальную защиту населения:

  1. 3.2. Экономические основы системы социальной защиты населения
  2. Резервы предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов
  3. 19.2. Структура расходов бюджетов на обеспечение социальной политики и их планирование
  4. 3.3. Система государственных экономических гарантий и льгот как элемент социальной защиты населения
  5. МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УКАЗАНИЕ от 20 мая 1996 г. № 1-4.У О ПРАВЕ НА ВТОРУЮ ПЕНСИЮ ВДОВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПОГИБШИХ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ, В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ, ВНЕСЕННЫМИ В ЗАКОН РФ «О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЛИЦ, ПРОХОДИВШИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ, СЛУЖБУ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, И ИХ СЕМЕЙ»
  6. РАСХОДЫ БЮДЖЕТА НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
  7. Министерство социальной защиты населения РСФСР Указание от 6 декабря 1991 г. № 1-112-У
  8. МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УКАЗАНИЕ от 22 мая 1995 г. № 1-5-У О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ УЛУЧШЕНИИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ВЕАИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ВДОВ ВОЕННОСЛУЖИЩИХ, ПОГИБШИХ В ВЕЛИКУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ВОЙНУ, ПОЛУЧАЮЩИХ ПЕНСИИ ПО ЗАКОНУ РСФСР «О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ В РСФСР»

Соц защита – составляющая соц гарантий населения, кот должны обеспечиваться гос-вом в рыночных усл-иях в соотв-вии с принципами соц пол-ки.

Особенностью соц защиты явл-ся ее адресная направленность, т.е. соц помощь должна предоставляться тем гражданам и в таких объемах, в кот они нуждаются.

Осн виды соц обеспечения и соц защиты населения:

1. пенсионное обеспечение 2. льготы ветеранам войны и труда

3. соц страхование 4. помощь семьям с детьми

5. прочие виды соц помощи

6. пенсии военнослужащим и представителям органов внуртенних дел

Осн источником фин-ия соц защиты явл. соц, благотворительные и бюдж. фонды.

Расходы бюджетов на соц защиту и соц обеспечение включают:

Выплату пенсий и помощи

Льготы ветеранам войны и труда

Помощь семьям с детьми

Пенсии военнослужащим и лицам командирского и рядового состава, представителям органов внутренних дел

Расходы на детские учреждения – интернаты

Расходы на приемники для несовершеннолетних

Расходы на программы соц защиты для несовершеннолетних

Расходы на дома-интернаты для престарелых и инвалидов

Ср-ва бюджета, передаваемые в фонд Украины по соц защите инвалидов

Расходы на молодежные программы

Расходы на прочие учреждения и мероприятия в отрасли соц политики

Расходы на соц защиту и соц обеспечение финансируются со всех бюджетов.

Фонд защиты инвалидов формируется за счет взносов предприятий, организаций, учреждений, бюджетных ср-в, добровольных взносов юр и ф л.

Расходы за счет фонда соц защиты инвалидов направляются на создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов, финансирование мероприятий по соц-струовой и профессиональной реабилитации инвалидов и прочие цели, связаннее с соц защитой инвалидов.

Соц защитой охватываются участники ликвидации последствий на ЧАЭС и потерпевшие в результате Чернобыльской катастрофы.

Инвалидам предоставляются след льготы:

Бесплатное предоставление лекарств по рецептам

Бесплатное внеочередное зубопротезирование

Предоставление бесплатных санитарно-курортных путевок 1 раз в год

Ежегодное мед обслуживание и лечение в специализированных больницах

Выплата работающим инвалидам помощи по временной нетрудоспособности

Внеочередное обеспечение жил площадью

Льготы по кварт плате и компенсация платы за коммун. услуги в опр объеме

Бесплатное обеспечение автомобилем инвалидов 1 группы

Бесплатное пользование всеми видами городского и пригородного транспорта на территории У

Бесплатный проезд 1 раз в год до любого населенного пункта У и обратно


Получение бес-% займа на индивидуальное жилищное строительство

Поступление вне конкурса в гос высшие учреждения, проф училища с обязательным предоставлением общежития, гарантированной выплатой стипендии

Внеочередное установление телефона со скидкой в оплате

Компенсация гражданам, проживающим на тер-ии радиоактивного заражения

Доплата гражданам, работающим на терр-ии У, подверженным радоактивному облучению

Доп пенсии за ущерб, нанесенный здоровью

Ежемес компенсации семьям за потерю кормильца

Прочие компенсации и льготы

Льготы для ветеранов труда и лиц пожилого возраста:

Пользование ведомственными поликлиниками после выхода на пенсию

Первоочередное зубопротезирование

Преимущественное право на обеспечение санаторно- курортного лечения

Ежегодное мед обследование и диспансеризация

Первоочередное обслуживание в лечебно-профилактич учреждениях и аптеках

Премущественное право на предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества

Первоочередное право вступления в садоводческие копроративы

Первоочередной ремонт домов и квартир и обеспечение их топливом

Предоставление жилищной субсидии

Внеочередное установление телефона

Внеочередное бесплатное обеспечение автомобилем с ручным управлением

Бесплатное пользование всеми видами городского и пригородного транспорта на территории У.

Для лиц, имеющих заслуги перед Родиной, установлен особый перечень льготи помощи(герой Сов Союза, полные кавалеры Ордена Славы, герои У):

Бесплатное обеспечение лекарствами и доставка их домой

Первоочередное бесплатное зубопротезирование

Первоочередное бесплатное личное и членов семьи их семей обслуживание в амбулаторно-поликлинических учреждениях всех типов

Внеочередная личная бесплатная госпитализация

Получение бесплатных путевок в санатории и дома отдыха 1 раз в год

Освобождение от кварт платы, оплаты за коммун услуги

Освобождение от оплаты за услуги формирования документов на право собственности на квартиру при ее приватизации

Первоочередной отпуск местных строй материалов на строительство индивидуальных жил домов

Бесплатное пользование городским транспортом

Бесплатный проезд 1 раз в год ж/д транспортом

Внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта

Преимущественное право остаться на работе при сокращении численности п/п

Бесплатное обучение и переобучение новым профессиям

Освобождение от уплаты налогов (кроме, НДС, акциза и ввозной пошлины)

Бесплатное погребение с воинскими почестями

Выплата жене и детям в возрасте до 18 лет разовой помощи в размере, установленном закон-вом

Прочие льготы

Гос органы соц защиты назначают и выплачивают след виды помощи семьям с детьми:

1. по беременности и родам

2. женщинам, уволенным с работы в связи с ликвидацией п/п

3. разовую помощь при рождении ребенка неработающим родителям

4. помощь по уходу за ребенком до достижения им 3х-летнего возраста

5. помощь по уходу за ребенком-инвалидом

6. помощь на детей одиноким матерям

7. помощь на детей военнослужащих срочной службы

8. временную помощь на несовершеннолетних детей, родители кот укланяются от уплаты алиментов.

Гос помощь семьям с детьми может осущ-ся за счет фонда соц страх, пенсионного фонда У, проч внебюджетных и благотворительных фондов, ср-в гос и местных бюджетов и прочих источников в порядке, опр-ом законом.