Ремонт авто Уход за... Обзоры авто

Монастыри мордовии. Санаксарский монастырь в Мордовии: описание, история и интересные факты Святые места мордовии

В Мордовии 13 монастырей. Я была во всех и хочу рассказать о своих впечатлениях от их посещения. А подробно об истории наших монастырей можно узнать, прочитав книгу С.Б. Бахмустова «Монастыри Мордовии».

Мое советское детство не прошло бесследно – я человек верующий, но без фанатизма. И мои поездки в монастыри не паломнические туры, а любопытство и интерес ко всему новому, незнакомому и не до конца понятному.


В далеком 1998 году со школьниками мы были на экскурсии в Пайгармском Параскево-Вознесенском женском монастыре. Его только-только вернули верующим. Память цепко хранит ощущения той поездки – разруха, бедность и холод. Но нас очень тепло встретили, все показали, рассказали историю монастыря, накормили и даже дали с собой в дорогу яблок. А экскурсовод у нас тогда был замечательный – Сергей Борисович Бахмустов.


Пораженная увиденным, я тогда подумала: как же сильно надо верить в Бога и любить его, чтобы жить в таких суровых условиях и по крупицам, медленно вдыхать жизнь в эти стены. Игуменья Серафима и ее верные соратницы сделали очень много для возрождения монастыря.


Прошло время и сейчас монастырь в Пайгарме место очень уютное и ухоженное.


Много паломников приезжает туда ежедневно. И я бываю там несколько раз в году – ведь там находится частичка нашей семьи, с которой связано очень много теплых воспоминаний. Это икона Божией Матери «Скоропослушница».

Икону эту, написанную на Афоне в 1901 году, вынесла из горящей сельской церкви и спрятала у себя дома моя прабабушка Нюрочка. А было это в 30-х годах прошлого века в селе Саитовка Нижегородской области. С этой иконой родился в 1934 году мой папа, с ней родились мы с братом. И долгие 70 лет матушка «Скоропослушница» всегда была рядом с нами, оберегала и защищала от бед. И уже больше десяти лет икона находится в Пайгармском монастыре.

Мы скучаем по ней, как по близкому, родному человеку и приезжаем повидаться, побыть рядом с ней, поблагодарить за все.

**********

Двенадцать лет назад, возвращаясь с учениками из экологической экспедиции из Мордовского государственного заповедника им П. Г. Смидовича, по пути заехали в Санаксарский Рождество-Богородичный мужской монастырь.

А 6 июня в монастыре умер схиигумен Иероним и мы были в числе первых, посетивших могилу старца.

Детство мое прошло на Химмаше, и практически каждый день я видела, как Верендяйкины возвращались со службы из Никольской церкви. Батюшка всегда в строгом черном костюме, с бородой и мы, играя на улице, показывали на него пальцем: «Поп идет».

А теперь сотни паломников ежедневно приезжают, чтобы поклониться праху этого удивительного человека.

Неподалеку от монастыря, в деревне Алексеевка установлен памятный знак на месте, где была усадьба Ф. Ушакова. А на окраине деревни обустроен Святой источник – Монахов родник. За водой сюда приезжают не только со всего района, но, как рассказывают местные жители, даже из Сарова.

**********

Третьим моим монастырем была мужская Казанская Ключевская пустынь в селе Тургенево.

И снова оказалась я там случайно – заехали с учениками по пути из села Баево, родины С.Д.Эрьзи. Шла Троицкая неделя, в храме пахло свежескошенной травой, было тепло и уютно. Поклонились чудотворной иконе Казанской Божией Матери, попили водички из святого родника, полюбовались открывающимися от монастыря бескрайними просторами. Поистине, благодатное место.





В Чуфарово и Курилово мы поехали специально. Просто потому, что мне интересно было увидеть все своими глазами, познакомиться с историей этих мест.

После этой поездки все монастыри для меня разделились на две группы. К первой относятся монастыри, в которых активно идут строительные или восстановительные работы, территории которых огорожены высокими кирпичными заборами, где убранство храмов все больше блещет позолотой, где много паломников и туристов.

Вторая группа – монастыри, которые живут очень скромно, аскетично, даже бедно. Туда не ведут асфальтированные дороги, очень редки туристы, нет высоких кирпичных заборов. Там нет денег не только на новое строительство, но даже на то, чтобы заменить облупившуюся от времени краску на новую.

В Чуфаровском Свято-Троицком монастыре одновременно идет строительство колокольни и новых зданий, благоустройство территории. Высокий кирпичный забор отделяет монастырь от внешнего мира.


Посетили восстановленный храм Новомученников Российских и могилу основателя монастыря Игнатия Вершина. В то время она еще находилась за монастырскими стенами. В настоящее время останки перезахоронены на монастырском кладбище.


От могилы открывается необыкновенно-красивый вид.



Надо обязательно съездить туда еще раз, побывать на месте захоронения жертв политических репрессий и набрать водички из монастырского родника.


**********

Куриловский Свято-Тихвинский женский монастырь хоть и находится недалеко от Чуфарова, сильно от него отличается. Все скромно и по-женски уютно. Все строения выкрашены в радостный голубой цвет, словно поле незабудок раскинулось по округе.


Травяные дорожки, кусты роз, вязаные коврики на крылечках и кошки, уютно свернувшиеся клубочком на них.

Там нет туристов, там протекает спокойная, именно монастырская жизнь. Там хочется остаться пожить, побыть наедине с собой.

**********


К первой группе монастырей я бы отнесла еще два – Макаровский Иоанно-Богословский мужской монастырь и Покрово-Селищенский Свято-Варсонофиевский женский.

Построено большое количество новых симпатичных церквушек, новые кельи с кондиционерами, огромная гостиница для паломников, детский православный лагерь – целый городок на большой площади. Но, на мой взгляд, чем больше строится и хорошеет монастырь внешне, тем меньше духовности остается в его стенах. Коммерция вытеснила все.


В Макаровский монастырь всегда приезжало огромное число паломников из всех уголков страны. И практически все они приезжали к батюшке Феофану. Как все эти люди на фотографии.


Я была в монастыре уже после его кончины – нет паломников.


**********





Восхищает своей красотой собор Воскресения Христова.

Необыкновенно-красивы Святые Врата – Семисвечник.



Угловая башня ограды с ангелом.

Квадратная башня.

На территории монастыря много цветов, яблоневый сад, прудик с кувшинками. Еще много строений, назначения которых я не знаю.

В этом корпусе живут дети, оставшиеся без попечения родителей.

Было видно, что в монастыре им хорошо – весело щебеча, прошли они мимо меня. Старшие занялись делами на кухне, а младшенькая скакала рядом на швабре. Прискакала ко мне и радостно сообщила: «Я - Женя. Мне пять лет. А тебе сколько?» И, получив ответ, поскакала дальше.


Вечерняя служба проходила в церкви Святителя Варсонофия. Было много монахинь разного возраста и много прихожан.


Недалеко от монастыря есть Святой источник Донской иконы Божией Матери. Более благоустроенного источника на территории Мордовии я не встречала.




**********


Спасо-Преображенский мужской монастырь в Учхозе находится в фазе активного строительства, но там еще столько работы впереди – край непочатый. Но и то, что уже сделано радует и впечатляет.










**********


Если в другие монастыри можно зайти в любое время дня, то в Инсарский Свято-Ольгинский женский монастырь попасть непросто. Хоть и расположен он в самом центре города, монастырские ворота закрыты наглухо. Жизнь там уединенная, закрытая. Видимо, надо заранее договариваться о посещении. Мне посчастливилось побывать в нем, посетить монастырскую церковь.



Маленький монастырский дворик ухожен, как это всегда бывает в женских монастырях.



**********


О Свято-Троицком женском монастыре в Старом Ковыляе могу только сказать – возрождается. Медленно, не так активно, как в других местах, но заметны изменения в лучшую сторону. Жизнь налаживается.


В живописнейшем уголке Мордовии хранится подлинная жемчужина – православная обитель с удивительным именем "Санаксарский монастырь". Возможно, это название происходит от слова «синаксарь» – так называли на Руси краткие жития святых, или от мордовского «санав сара», что означает болотистую местность, или от лежащего в низине у его стен озера Санаксар.
Монастырь был основан в 1659 году и к началу XIX века превратился в крупную, хорошо обустроенную обитель. Сегодня от города Темникова открывается изумительная панорама с рекой Мокшей, на берегу которой среди векового соснового бора и изумрудных лугов располагается великолепный монастырский ансамбль. Существующие ныне здания и сооружения построены в несколько этапов с 1765 по 1820-е годы. Строительство шло сначала под руководством старца Феодора (Ушакова), затем старца Филарета (Былинина). Замкнутое пространство в форме трапеции образовано поставленными по периметру корпусами келий, связанными стеной с тремя угловыми башенками. Главный вход – 52-х метровая надвратная церковь (1776). В юго-восточной части – одноглавая Владимирская церковь (1781) и больничные кельи. Западнее монастыря расположены гостиничные корпуса, далее, на расстоянии 260 м у соснового бора – кладбищенская Владимирская церковь (1806). Пространственная композиция представляет сложно скомпонованные здания с прихотливым силуэтом и центром – монументальным пятиглавым собором.


Соборная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы имеет престол в честь Усекновения Главы Иоанна Крестителя в нижнем теплом этаже (1774). Она выстроена на пожертвования Екатерины II и столичных сановников. Ее композиция пирамидальна: высокий трехъярусный храм увенчан вычурным пятиглавием. Фасады церкви украшены многоцветной росписью, что является редкостью для русской архитектуры Нового времени. Экстерьер и интерьер расписаны старцем Филаретом в стиле рококо: их отличает легкость, декоративная прихотливость и грациозная игра форм. Сочетание архитектуры барокко и интерьеров в стиле рококо типично для русского дворцового и церковного зодчества середины XVIII века.
Ансамбль Санаксарского монастыря – один из немногих крупных хорошо сохранившихся градостроительных памятников второй половины XVIII – начала XIX века, барочная архитектура которого отличается значительной художественной ценностью. Важнейшую роль в формировании выразительного образа играет окружающая природа. Ансамбль властно входит в природный ландшафт и своими динамичными формами создает впечатление неисчерпаемой энергии человека.
Главные святыни монастыря – мощи святых преп. Феодора, праведного воина Феодора (Ушакова), преп. Александра исповедника. Среди святынь также почитаются иконы Божьей Матери. Вблизи находится источник преп. Феодора. При монастыре имеется гостиница.

Многочисленные паломники из разных городов и весей России устремляются в эту тихую обитель. Душа, исполненная сомнений и многих вопросов, жаждет христианского участия, умного, сердечного совета, а более всего желает прикоснуться к простоте и смирению, мудрости и живой вере старцев.

В Мордовии 13 монастырей. Я была во всех и хочу рассказать о своих впечатлениях от их посещения. А подробно об истории наших монастырей можно узнать, прочитав книгу С.Б. Бахмустова «Монастыри Мордовии».

Мое советское детство не прошло бесследно – я человек верующий, но без фанатизма. И мои поездки в монастыри не паломнические туры, а любопытство и интерес ко всему новому, незнакомому и не до конца понятному.


В далеком 1998 году со школьниками мы были на экскурсии в Пайгармском Параскево-Вознесенском женском монастыре. Его только-только вернули верующим. Память цепко хранит ощущения той поездки – разруха, бедность и холод. Но нас очень тепло встретили, все показали, рассказали историю монастыря, накормили и даже дали с собой в дорогу яблок. А экскурсовод у нас тогда был замечательный – Сергей Борисович Бахмустов.


Пораженная увиденным, я тогда подумала: как же сильно надо верить в Бога и любить его, чтобы жить в таких суровых условиях и по крупицам, медленно вдыхать жизнь в эти стены. Игуменья Серафима и ее верные соратницы сделали очень много для возрождения монастыря.


Прошло время и сейчас монастырь в Пайгарме место очень уютное и ухоженное.


Много паломников приезжает туда ежедневно. И я бываю там несколько раз в году – ведь там находится частичка нашей семьи, с которой связано очень много теплых воспоминаний. Это икона Божией Матери «Скоропослушница».

Икону эту, написанную на Афоне в 1901 году, вынесла из горящей сельской церкви и спрятала у себя дома моя прабабушка Нюрочка. А было это в 30-х годах прошлого века в селе Саитовка Нижегородской области. С этой иконой родился в 1934 году мой папа, с ней родились мы с братом. И долгие 70 лет матушка «Скоропослушница» всегда была рядом с нами, оберегала и защищала от бед. И уже больше десяти лет икона находится в Пайгармском монастыре.

Мы скучаем по ней, как по близкому, родному человеку и приезжаем повидаться, побыть рядом с ней, поблагодарить за все.

**********

Двенадцать лет назад, возвращаясь с учениками из экологической экспедиции из Мордовского государственного заповедника им П. Г. Смидовича, по пути заехали в Санаксарский Рождество-Богородичный мужской монастырь.

А 6 июня в монастыре умер схиигумен Иероним и мы были в числе первых, посетивших могилу старца.

Детство мое прошло на Химмаше, и практически каждый день я видела, как Верендяйкины возвращались со службы из Никольской церкви. Батюшка всегда в строгом черном костюме, с бородой и мы, играя на улице, показывали на него пальцем: «Поп идет».

А теперь сотни паломников ежедневно приезжают, чтобы поклониться праху этого удивительного человека.

Неподалеку от монастыря, в деревне Алексеевка установлен памятный знак на месте, где была усадьба Ф. Ушакова. А на окраине деревни обустроен Святой источник – Монахов родник. За водой сюда приезжают не только со всего района, но, как рассказывают местные жители, даже из Сарова.

**********

Третьим моим монастырем была мужская Казанская Ключевская пустынь в селе Тургенево.

И снова оказалась я там случайно – заехали с учениками по пути из села Баево, родины С.Д.Эрьзи. Шла Троицкая неделя, в храме пахло свежескошенной травой, было тепло и уютно. Поклонились чудотворной иконе Казанской Божией Матери, попили водички из святого родника, полюбовались открывающимися от монастыря бескрайними просторами. Поистине, благодатное место.





В Чуфарово и Курилово мы поехали специально. Просто потому, что мне интересно было увидеть все своими глазами, познакомиться с историей этих мест.

После этой поездки все монастыри для меня разделились на две группы. К первой относятся монастыри, в которых активно идут строительные или восстановительные работы, территории которых огорожены высокими кирпичными заборами, где убранство храмов все больше блещет позолотой, где много паломников и туристов.

Вторая группа – монастыри, которые живут очень скромно, аскетично, даже бедно. Туда не ведут асфальтированные дороги, очень редки туристы, нет высоких кирпичных заборов. Там нет денег не только на новое строительство, но даже на то, чтобы заменить облупившуюся от времени краску на новую.

В Чуфаровском Свято-Троицком монастыре одновременно идет строительство колокольни и новых зданий, благоустройство территории. Высокий кирпичный забор отделяет монастырь от внешнего мира.


Посетили восстановленный храм Новомученников Российских и могилу основателя монастыря Игнатия Вершина. В то время она еще находилась за монастырскими стенами. В настоящее время останки перезахоронены на монастырском кладбище.


От могилы открывается необыкновенно-красивый вид.



Надо обязательно съездить туда еще раз, побывать на месте захоронения жертв политических репрессий и набрать водички из монастырского родника.


**********

Куриловский Свято-Тихвинский женский монастырь хоть и находится недалеко от Чуфарова, сильно от него отличается. Все скромно и по-женски уютно. Все строения выкрашены в радостный голубой цвет, словно поле незабудок раскинулось по округе.


Травяные дорожки, кусты роз, вязаные коврики на крылечках и кошки, уютно свернувшиеся клубочком на них.

Там нет туристов, там протекает спокойная, именно монастырская жизнь. Там хочется остаться пожить, побыть наедине с собой.

**********


К первой группе монастырей я бы отнесла еще два – Макаровский Иоанно-Богословский мужской монастырь и Покрово-Селищенский Свято-Варсонофиевский женский.

Построено большое количество новых симпатичных церквушек, новые кельи с кондиционерами, огромная гостиница для паломников, детский православный лагерь – целый городок на большой площади. Но, на мой взгляд, чем больше строится и хорошеет монастырь внешне, тем меньше духовности остается в его стенах. Коммерция вытеснила все.


В Макаровский монастырь всегда приезжало огромное число паломников из всех уголков страны. И практически все они приезжали к батюшке Феофану. Как все эти люди на фотографии.


Я была в монастыре уже после его кончины – нет паломников.


**********





Восхищает своей красотой собор Воскресения Христова.

Необыкновенно-красивы Святые Врата – Семисвечник.



Угловая башня ограды с ангелом.

Квадратная башня.

На территории монастыря много цветов, яблоневый сад, прудик с кувшинками. Еще много строений, назначения которых я не знаю.

В этом корпусе живут дети, оставшиеся без попечения родителей.

Было видно, что в монастыре им хорошо – весело щебеча, прошли они мимо меня. Старшие занялись делами на кухне, а младшенькая скакала рядом на швабре. Прискакала ко мне и радостно сообщила: «Я - Женя. Мне пять лет. А тебе сколько?» И, получив ответ, поскакала дальше.


Вечерняя служба проходила в церкви Святителя Варсонофия. Было много монахинь разного возраста и много прихожан.


Недалеко от монастыря есть Святой источник Донской иконы Божией Матери. Более благоустроенного источника на территории Мордовии я не встречала.




**********


Спасо-Преображенский мужской монастырь в Учхозе находится в фазе активного строительства, но там еще столько работы впереди – край непочатый. Но и то, что уже сделано радует и впечатляет.










**********


Если в другие монастыри можно зайти в любое время дня, то в Инсарский Свято-Ольгинский женский монастырь попасть непросто. Хоть и расположен он в самом центре города, монастырские ворота закрыты наглухо. Жизнь там уединенная, закрытая. Видимо, надо заранее договариваться о посещении. Мне посчастливилось побывать в нем, посетить монастырскую церковь.



Маленький монастырский дворик ухожен, как это всегда бывает в женских монастырях.



**********


О Свято-Троицком женском монастыре в Старом Ковыляе могу только сказать – возрождается. Медленно, не так активно, как в других местах, но заметны изменения в лучшую сторону. Жизнь налаживается.


Дата основания : 1901

Статус : действ.

Адрес : респ. Мордовия, Ковылкинский р-н, с. Кимляй

Женская община, созданная в 1870-х усилиями К. Е. Ахлестиной (позже - игум. Екатерины), на Флегонтовой горе, где в 1856-1870 подвизался пустынник старец Флегонт Островский. С 1889 приписана к Успенскому Краснослободскому монастырю, Статус общины получила в 1896, а монастыря в 1901. После революции закрыт, на территории располагались совхоз, затем детдом, практически все постройки разрушены. В 1997 восстановлен как мужской.

Ближняя пустынь Иоанно-Богословского Макаровского монастыря

Дата основания : 2007

Статус : действ.

Адрес

Скит, построенный в роще, чуть севернее монастыря, начиная с 2007, по инициативе митр. Мордовского Варсонофия. Здесь возведены девять небольших деревянных церквей, звонница, кельи, обширное здание паломнического центра.

Варсонофиевский Покровско-Селищенский женский монастырь

Дата основания : 1996

Архитектор : 2005-2010: Курбатов В. В. (ограда)

Статус : действ.

Адрес : респ. Мордовия, Зубово-Полянский р-н, с. Покровские Селищи

Женский монастырь, открытый в 1996 при восстанавливаемой Покровской церкви усилиями сельского священника иеромонаха (ныне игумена) Алексия (Дегаева).

Дальняя пустынь Иоанно-Богословского Макаровского монастыря

Дата основания : нач. 2010-х

Статус : сохр.

Адрес : респ. Мордовия, г. Саранск, с. Макаровка, ул. Нагорная

Скит для братии Макаровского монастыря, строящийся севернее основного комплекса построек монастыря и "Ближнего скита" монастыря. Сооружены несколько церквей и келейные корпуса, здесь же помещены детский лагерь, тепличное хозяйство и пр.

Макаровский Иоанно-Богословский монастырь

Дата основания : 1995

Статус : действ.

Адрес : Республика Мордовия, г. Саранск, с. Макаровка, ул. Нагорная

Мужской монастырь, организованный в 1995 при восстанавливаемом храмовом ансамбле в селе Макаровка. Храмовый комплекс - уникальный ансамбль памятников в духе московского барокко. Большая часть построек сооружена в 1-й пол. XVIII в., в том числе ограда с башнями (воссоздана в 1970-х) и многоярусная надвратная колокольня. Активно посещается, в кон. 2000-х рядом со старой территорией выстроен обширный центр паломнического туризма.

Краснослободский Преображенский мужской монастырь

Дата основания : 1655

Статус : действ.

Адрес : респ. Мордовия, Краснослободский р-н, пос. Преображенский

Мужской монастырь, основанный недалеко от города Краснослободска старцем Дионисием в сер. XVII в., официально открыт в 1655. Отстроен в камне как единый ансамбль строит. Геннадием на рубеже XVIII-XIX вв. Закрыт в 1928, постройки заняты сельским профтехучилищем. Восстановлен в 1994 как женский, с 1995 мужской.

Параскево-Вознесенский Пайгармский женский монастырь

Дата основания : 1884

Архитектор : 2006 - Нежданов С. М.: (колокольня)

Статус : действ.

Адрес : респ. Мордовия, Рузаевский р-н, с. Пайгарма

Женский монастырь, расположенный у почитаемого с XVIII в. Пятницкого источника. Основан в 1865 дворянкой М. М. Киселевой и послушницей П. С. Смирновой (позже - игумения Параскева) как женская община, в 1884 получил cтатус монастыря. К нач. ХХ в. многолюдный монастырь с большим хозяйством, школами, приютом, больницей и богадельней. Закрыт в нач. 1920-х. Постройки были заняты больницей, затем складами, военной частью, ограда и колокольня сломаны. Восстановлен в 1994.

Покровский Дракинский мужской монастырь

Дата основания : 1998

Статус : действ.

Адрес : респ. Мордовия, Торбеевский р-н, с. Дракино

Мужской монастырь, устроенный в 1998 при действующем Покровском храме села Дракино.

Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь

Дата основания : 1659

Архитектор : 1781-1820 - Былинин Ф. И. (Филарет): - строительство по собств. проекту

Статус : действ.

Адрес : Республика Мордовия, Темниковский р-н, Санаксарский монастырь

В живописнейшем уголке Мордовии хранится подлинная жемчужина – православная обитель с удивительным именем "Санаксарский монастырь". Возможно, это название происходит от слова «синаксарь» – так называли на Руси краткие жития святых, или от мордовского «санав сара», что означает болотистую местность, или от лежащего в низине у его стен озера Санаксар.

Свято-Ольгинский монастырь

Дата основания : ок. 1900

Статус : действ.

Адрес

В сер. 1880-х настоятельница Пайгармского монастыря игумения Параскева купила в Инсаре небольшой участок земли рядом с Базарной площадью и построила небольшую гостиницу для монахинь, приезжавших в уездную столицу по делам. В сер. 1890-х живший по соседству с подворьем коллежский асессор Александр Алексеевич Дельфинский предложил иг. Параскеве часть своей усадьбы, выходившей углом как на Базарную площадь, так и на ул. Московскую. Игуменья дар приняла, но расширять подворье не стала, т. к. денег свободных в ту пору у монастыря не имелось.

Свято-Тихвинский женский монастырь

Дата основания : 1890

Статус : действ.

Адрес : Россия, Республика Мордовия, г. Инсар.

Инсарский Свято-Ольгинский (во имя св. равноапостольной великой княгини Ольги) женский монастырь возник в кон. XIX в. как подворье Пайгармского Параскево-Вознесенского монастыря. В комплекс, кроме храма, входили два корпуса, жилой и хозяйственный, а также отдельно стоящая колокольня.

Троицкий Чуфаровский мужской монастырь

Дата основания : 1885

Статус : действ.

Адрес : респ. Мордовия, Ромодановский р-н, с. Большое Чуфарово

Женский монастырь, основанный при помощи местного уроженца, пустынножителя старца Игнатия Вершинина. В 1868 получил статус женской богадельни, в 1877 - женской общины, в 1885 - монастыря. Кирпичные келейные корпуса и ограда выстроены в 1870-х. Окончательно закрыт в 1924, постройки заняты тюрьмой, частично разрушены. Позже занят детдомом, ПТУ, к 1990-м в основном заброшен. Восстановлен в 1994 как мужской, выстроены новая ограда, ряд корпусов.

Свято-Троицкий женский монастырь (Старый Ковыляй)