Ремонт авто Уход за... Обзоры авто

Сложноподчинённые предложения (обобщение изученного). Виды сложноподчинённых предложений презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему Сложноподчиненное предложение открытый урок с презентацией

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок по русскому языку в 9 классе. Виды сложноподчинённых предложений.

Цель: организовать учебную деятельность учащихся по освоению определения видов сложноподчинённых предложений и по освоению первичных умений определять вид сложноподчинённых предложений. Задачи: 1) закрепить умения отличать сложноподчиненные предложения от других видов сложных предложений; 2)проверить умения определять место придаточной части в составе сложноподчиненного предложения; 3)способствовать формированию интереса к чтению; 4) организовать процесс ознакомления учащихся с алгоритмом;

Расположите предложения в необходимой последовательности, чтобы получился текст. 1. Очень скоро любимая книга превращается в друга семьи. 2 .Когда семья несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечет за собой обмен мыслями. 3 .Попробуйте читать книгу вслух вместе со своими близкими, и вы не пожалеете об этом. Подчеркните главные члены предложения. Укажите виды предложений (простое, ССП, БСП, СПП).

Проверим Когда семья несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечет за собой обмен мыслями.(СПП) Очень скоро любимая книга превращается в друга семьи. (Простое) Попробуйте читать книгу вслух вместе со своими близкими, и вы не пожалеете об этом. (ССП)

Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения: 1) найти грамматические основы, 2) установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения, 3) поставить вопрос от главного к придаточному, 4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении, по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.

Синтаксическая модель сложноподчиненного предложения с придаточным определительным:

Синтаксическая модель сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным:

Синтаксическая модель сложноподчиненного предложения с придаточным обстоятельственным

Определите виды придаточных предложений, пользуясь алгоритмом 1.Знаю я, что не цветут там чащи. 2.Он очень сожалеет о том, что не знает русского языка. 3.Роман был написан в стихах, потому что тогда в русской литературе почти всё писалось стихами. 4.Это было в мае, когда деревья уже оделись листвой. 5.На месте том, где в гору поднимается дорога, изрытая дождями, три сосны стоят. 6.Книга – это многовековой опыт, который делает бессмертным род людской на земле.

Продолжите предложения, добавив в них придаточные. Определите вид придаточных Я убежден… Могу с уверенностью сказать… Мне кажется…

Переделайте предложения так, чтобы они стали сложноподчиненными. 1)Книги есть отчет о пути, пройденном человечеством. 2)Страница книги – огромный экран, отображающий действительность. 3)Без книги человек был бы путником, затерявшимся в ночной пустыне

Проверим 1)Книги есть отчет о пути, пройденном человечеством. (Книги есть отчет о пути, который прошло человечество). 2)Страница книги – огромный экран, отображающий действительность. (Страница книги – огромный экран, который отображает действительность). 3)Без книги человек был бы путником, затерявшимся в ночной пустыне. (Без книги человек был бы путником, который затерялся в ночной пустыне).

Знания и умения, которыми вы сегодня должны были овладеть: знать структурные особенности сложноподчиненных предложений; различать виды придаточных предложений, используя алгоритм определения вида придаточного предложения; уметь правильно ставить знаки препинания.

Домашнее задание. П. упр. №


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды сложноподчинённых предложений.Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными-ознакомление

Открытый урок в 9 классе...

Данная проверочная работа может быть использована для проверки ЗУН по теме "Виды СПП" или для подготовки учащихся к ГИА, ЕГЭ....

Виды сложноподчинённых предложений

Представлено 5 вариантов по 10 предложений в каждом, которые могут быть использованы в 9 классе при закреплении темы "Виды придаточных предложений". Варианты заданий может придумать каждый, исходя из...

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок русского языка 9 класс Сложноподчинённое предложение Салимова М.Г., учитель русского языка и литературы МОУ «Гуманитарная гимназия» г.Сафоново Смоленской области

Понятие сложноподчинённого предложения Сложноподчинённое предложение состоит из частей, представляющих собой смысловое и грамматическое единство. Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого соединены при помощи подчинительных союзов или союзных слов. Сложноподчинённое предложение имеет две части, одна из которых является главной, а другая - подчинённой, придаточной.

От главной части к придаточной можно поставить вопрос. Запела птица голосом блаженным о том, как мы друг друга обрели. (А. Ахматова) [ о том ] , (как). о чём? о чём? х х

Придаточная часть может находиться: 1) в начале предложения: Если бы язык не был поэтичен, не было бы искусства слова-поэзии. (С. Маршак.) (Если), . при каком условии? х х

2) в середине предложения: Ветви деревьев казались мохнатыми и, когда набегал ветерок, слегка шумели первым зеленым шумом. (Г. Скребицкий.) [ ,(когда), ] . х х при каком условии?

3) после главной части: Вспомни песни, что пел соловей. (И. Бунин) , (что). х х какие?

Подчинительные союзы если, чтобы, словно, потому что и др. находятся в придаточной части, но не являются ее членами. Они используются только для связи придаточной части с главной. Союзные слова который, чей, кто, что, где, куда и др. не только связывают придаточную часть с главной, но и являются членами придаточного предложения. Возьмите на заметку! Возьмите на заметку! 1 2

Возьмите на заметку! Для того чтобы различить союз и союзное слово, необходимо запомнить: союз обычно можно опустить или заменить другим союзом-синонимом, союзное слово можно заменить только союзным словом или словом самостоятельной части речи. 1

К союзному слову можно поставить вопрос и определить, каким членом предложения оно является. Горько думать, что пройдёт жизнь без горя и без счастья, в суете дневных забот. (И. Бунин) Вспомни песни, что пел соловей.(И. Бунин) что? союзное слово _ _ _ союз

Возьмите на заметку! Существуют разные способы схематического изображения модели сложноподчиненного предложения: вертикальные и горизонтальные схемы. Вечер оказался таким, каким его обещало утро. (М. Горький.) [ таким ] , (каким). таким каким 2

Вертикальные схемы наглядно показывают подчинительный характер связи придаточной части от главной. Горизонтальные схемы помогают лучше разобраться в пунктуационном оформлении сложноподчиненного предложения. В таких схемах главная часть обозначается в квадратных скобках , а придаточная - в круглых ().

Получили знания? Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды сложноподчинённых предложений.Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными-ознакомление

Открытый урок в 9 классе...

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.Виды подчинения придаточных предложений."

Данный урок отвечает требованиям системно-деятельносного подхода.Урок "открытия" новых знаний.Разработка содержит презентацию к уроку и большой дидактический материал....


Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. (поясняют (определяют) имя существительное или местоимение). Отвечает на вопрос: какой?, чей? Отвечает на вопрос: какой?, чей? Имеет союзные слова: какой, который, каков, чей, кто, что, где. Имеет союзные слова: какой, который, каков, чей, кто, что, где. В главном предложение есть указательные слова: тот, такой, таков, все, каждый, всякий, любой. В главном предложение есть указательные слова: тот, такой, таков, все, каждый, всякий, любой.


Примеры: Первая и самая большая роскошь, которую я себе позволяю, это доверие к людям. Первая и самая большая роскошь, которую я себе позволяю, это доверие к людям. Хорошо смеется тот, кто смеется последним. Хорошо смеется тот, кто смеется последним. Расскажу ту сказку, которую мама любила. Расскажу ту сказку, которую мама любила.


Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. (поясняют слово чаще всего сказуемое). Отвечают на падежные вопросы. Отвечают на падежные вопросы. Имеют союзы (что, чтобы, как будто, словно) и союзные слова (кто, что, чей, как, отчего, зачем, почему, где, когда, куда, сколько). Имеют союзы (что, чтобы, как будто, словно) и союзные слова (кто, что, чей, как, отчего, зачем, почему, где, когда, куда, сколько). В главном предложений есть указательные слова: то, тот. В главном предложений есть указательные слова: то, тот.


Примеры: Для большей ясности романа здесь объявить мне вам пора, что страстно влюблена в улана была одна ее сестра. Для большей ясности романа здесь объявить мне вам пора, что страстно влюблена в улана была одна ее сестра. Чем больше кошку гладишь, тем больше она горб подымает. Чем больше кошку гладишь, тем больше она горб подымает. На то и щука, чтоб карась не дремал. На то и щука, чтоб карась не дремал.




Сложноподчиненное предложение с придаточным места. Отвечают на вопросы: где?, куда?, откуда?. Отвечают на вопросы: где?, куда?, откуда?. Имеют в предложениях союзные слова: где, куда, откуда. Имеют в предложениях союзные слова: где, куда, откуда. В главной части предложения есть указательные слова: там, туда, оттуда, везде, всюду. В главной части предложения есть указательные слова: там, туда, оттуда, везде, всюду. Пример: Откуда ветер, оттуда и дождь. Куда ветер дует, туда и тучи несутся.


Сложноподчиненное предложение с придаточным времени. Отвечают на вопросы: когда?, как долго?, с каких пор?, на сколько времени? Отвечают на вопросы: когда?, как долго?, с каких пор?, на сколько времени? В предложение имеются союзы: когда, пока, как только, лишь только, едва, в то время как, покамест, прежде чем. В предложение имеются союзы: когда, пока, как только, лишь только, едва, в то время как, покамест, прежде чем. В главной части есть указательные слова: тогда, до тех пор. В главной части есть указательные слова: тогда, до тех пор. Примеры: Когда пьешь воду, помни об источнике. Молодость и здоровье ценят тогда, когда они уходят.


Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения. Отвечают на вопросы: как?, насколько?. Отвечают на вопросы: как?, насколько?. В предложений есть союзы: как, будто, как будто, словно, точно подобно, тому как, чем- тем. В предложений есть союзы: как, будто, как будто, словно, точно подобно, тому как, чем- тем. Пример: Нашу речку, точно в сказке, за ночь вымостил мороз.


Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени. Отвечают на вопрос: как?, каким образом?, в какой мере?, до какой степени?. Отвечают на вопрос: как?, каким образом?, в какой мере?, до какой степени?. В предложение есть союзы (что, чтобы, как, как будто, словно, точно) и союзные слова (как, насколько). В предложение есть союзы (что, чтобы, как, как будто, словно, точно) и союзные слова (как, насколько). В главном предложений имеются указательные слова: так, такой, таким образом, насколько. В главном предложений имеются указательные слова: так, такой, таким образом, насколько. Пример: Князь Андрей умел поставить себя так, что его уважали и даже боялись.


Сложноподчиненное предложение с придаточным цели. Отвечают на вопросы: зачем?, с какой целью?, для чего?. Отвечают на вопросы: зачем?, с какой целью?, для чего?. В предложение есть союзы: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы. В предложение есть союзы: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы. В главном предложений имеются указательные слова: для того, затем, с тем. В главном предложений имеются указательные слова: для того, затем, с тем. Пример: Пришлось остановиться, чтобы навести порядок.


Сложноподчиненное предложение с придаточным условия. Отвечают на вопрос: при каком условий?. Отвечают на вопрос: при каком условий?. В предложение есть союзы: если, когда, кабы, ежели, коли (коль), как скоро. В предложение есть союзы: если, когда, кабы, ежели, коли (коль), как скоро. В главном предложений имеются указательные слова: в том случае, тогда. В главном предложений имеются указательные слова: в том случае, тогда. Пример: Коль ты старый человек, дядей будешь нам навек.
Причина: Отвечают на вопросы: почему?, отчего?, по какой причине?. Отвечают на вопросы: почему?, отчего?, по какой причине?. В предложение есть союзы: потому что, оттого что, так как, ибо, затем что, благодаря тому что, ввиду того что. В предложение есть союзы: потому что, оттого что, так как, ибо, затем что, благодаря тому что, ввиду того что. В главном предложений имеются указательные слова: потому, оттого, ввиду того, вследствие того. В главном предложений имеются указательные слова: потому, оттого, ввиду того, вследствие того. Пример: Меня лечил полковой цирюльник, ибо в крепости другого лекаря не было.


Следствие. Отвечают на вопрос: что из этого следует?. Отвечают на вопрос: что из этого следует?. В предложение есть союз: так что. В предложение есть союз: так что. Пример: У заборов росли липы, бросавшие теперь при луне широкую тень, так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потемках.


Сложноподчиненное предложение с придаточным уступительным. Отвечают на вопросы: несмотря на что?, вопреки чему?. Отвечают на вопросы: несмотря на что?, вопреки чему?. В предложение есть союзы: хотя, несмотря, на то сто, пусть, пускай. В предложение есть союзы: хотя, несмотря, на то сто, пусть, пускай. Пример: Хоть юность в нем купит, но не жесток в нем дух державный. Пример: Хоть юность в нем купит, но не жесток в нем дух державный.


  • Схема СПП.
  • Пример СПП.
  • Основные группы СПП по их значению + примеры.

Виды связи в них.

  • Знаки при сложном союзе.
  • Знаки в сложных предложениях.
  • Упражнения

Схема СПП.

[ главное ] ,(придаточ).

[ …, (хотя), … ].

( Несмотря на то что…), .


Пример СПП.

  • В одном месте мы спугнули несколько пар журавлей, которые с печальным криком полетели дальше.


СПП с придаточным определительным.

  • Вопрос: какой?
  • Указательные слова: такой, той, тот, те, та, то.
  • Союзы(союз.слова): который, куда, шде, что, откуда.

  • Мы вышли на поляну, где рос дуб.

СПП с придаточным изъяснительным.

  • Вопросы: вопросы косвенных падежей.
  • Указательные слова: того, тем, то, о том и др.
  • Союзы: что, как, будто, чтобы, ли.

  • Говорили, будто его видели в городе.


Образа действия и степени.

  • Вопросы: как, каким образом, в какой степени.
  • Указательные слова: так, на столько, такой.
  • Союзы: как, что, чтобы, будто, словно, сколько, на сколько.

  • Ученик всё сделал так хорошо, что мастер его похвалил.

  • Вопросы: где, куда, откуда.
  • Указательные слова: туда, там, откуда.
  • Союзы:г де, куда, откуда.

  • Медведь остановился там, где только что стоял лось.

  • Вопросы: когда, как долго, с каких пор, до каких пор.
  • Указательные слова: тогда, то.
  • Союзы: когда, пока, едва, как только, до тех пор пока.

  • Очнулся он, когда солнце стояло уже высоко.

  • Вопросы: при каком условии.
  • Указат.слова: то,(-).
  • Союзы: если, когда, раз.

  • Если исчезает воображение, то человек перестает быть человеком.

  • Вопросы: почему,так как и др.
  • Указат.слова: потому, от того.
  • Союзы: потому что, так как, ибо.

  • Пишу открытку, потому что нет бумаги.

  • Вопросы: зачем, с какой целью.
  • Указат.слова: так, затем.
  • Союзы: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы.

  • Лампа заслонена бумагой, чтобы свет не разбудил Сережу.

Сравнения.

  • Вопрос: как.
  • Указат.слова: -.
  • Союзы: как, подобно, тому как, словно, будто, точно, чем-тем, чем.

  • Всё отскакивает от него, как резиновый мяч.

  • Вопрос: -.
  • Указат.слова: -.
  • Союзы: хотя, хоть, пускай, несмотря, на то что, как ни.

  • Войска все шли и шли, хотя опустилась ночь.

Следствия.

  • Вопрос: вследствие чего.
  • Указат.слова: -.
  • Союз: так что.

  • Снег становился всё ярче и ярче, так что ломило в глазах.

Присоединительные.

  • Содержат добавочное сообщение и присоединяются к главному союзными словами: что, почему, отчего.
  • СПП с придаточным присоединительным синонимичны ССП с союзом и.

  • В город мы уехали вместе, что было вполне естественно.
  • Морозы стояли лютые, отчего и погибли сады.

СПП с несколькими придаточными.

Виды связи в них.


Три вида подчинительной связи:

  • Последовательное подчинение
  • Параллельное подчинение
  • Однородное подчинение

Последовательное подчинение

Схема: , (), ()


  • Будь жесток к себе, если не хочешь, чтобы другие были к тебе жестоки.

Параллельное подчинение

Схема:(), , ()


  • Когда говоришь без всякого плана, сам не отгадаешь, куда приведет тебя твоя речь.

Однородное подчинение

Схема: , (), ().


  • И грустно думать, что напрасно была нам молодость дана, что изменяли её всечасно, что обманула нас она.


Схема: , (если), (если), (как), (как).


  • Не может быть хорошего прозаика, если человек не знает на память лучших наших поэтов, если он не слышит, как звучит слово, как чередуются в нем звуки.

Союзы и союзные слова.

  • Подчинительные союзы (что, как, словно) и союзные слова (относительные местоимения и наречия который, чей) в придаточном предложении связывают его связывают его с главным.
  • Союзные слова – члены предложения, а союзы ими не являются.

Сравните:

  • Движение катеров прекратится, если (союз) шторм усилится.
  • Мы увидели новый дом, который (=дом) строители недавно сдали в эксплуатацию.

Который – союзное слово.

1)Союз если связывает придаточное предложение с главным, сам не является членом предложения, нельзя задать вопрос.2)Союзное слово который прикрепляет придаточное предложение к слову дом в главном и является дополнением в придаточном предложении, можно задать вопрос.


Знаки при сложном союзе:

Что, если

Что если, то

Что, когда

Что когда, то

Так что, хотя

Так что, то


Сравните:

  • Она сказала ему, что, если он болен, надо лечиться.
  • Она сказала ему, что если он болен, то надо лечиться.

Знаки в сложных предложениях.

  • Запятая между ними ставится, когда после придаточного предложения нет второй части двойного союза (то, так) или союза но.

  • По сумрачному небу носились густые тучи, и, хотя шел только третий час дня, было темно.

II случай.

  • Между союзами и и хотя запятая не ставится, так как после уступительного придаточного стоит союз но, то, так.

  • По сумрачному небу носились густые тучи, и хотя шел только третий час дня, но было уже темно.


  • Солнце освещал о вершины лип которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.
  • На поляну где рос огромный дуб мы вышли под вечер.

Придаточные определительные.


  • Изъясните мне в чем состоит ваша просьба и может быть мне удастся вам помочь.
  • Он охотно соглашался со всем что говорил капитан.

Придаточные изъяснительные


  • Ветер дул с такой силой что стоять на ногах было невозможно.
  • Ока волочила грунт на перекате с такой силой что было видно как песчаное дно переливается вниз по течению.

Образа действия и степени


  • Куда река пошла там и русло будет.
  • На пне где мы сидели я заметил несколько фигур вырубленных топором и похожих на те которые я видел во время последней экскурсии к реке.
  • Он выехал оттуда откуда одна за другой съезжали во двор лошади.

  • Пока не взошло солнце дышать было легко.
  • В то время как я вздремнул взошла луна и бросала сквозь тучи свой холодный и яркий свет.
  • Очнулся он когда солнце стояло уже высоко.

  • Когда труд удовольствие жизнь хороша.
  • Любое живое дело можно загубить если делать его равнодушными руками.
  • Раз вы согласились так уж нельзя вам отказываться.

Условные


  • Густая трава росла по берегам озера потому что здесь достаточно было влаги.
  • Зелень сохранила свежесть до начала июля вследствие того что весна была сырая.
  • Так как времени оставалось ещё достаточно то я отправился проискать место для своей будущей хижины.

  • Рыбы выскакивали из воды для того чтобы похвастаться перед Петей пестрой чешуей.
  • Дерсу употреблял все усилия подвести плот ближе к берегу дабы дать возможность мне высаиться.

  • Небо опустилось и стало желто – розовым будто на него падал отсвет далекого пожара.
  • Чем дальше мы отходили от дома тем глуше и мертвее становилось вокруг.

Сравнения


  • Хорошие летние туманные дни хотя охотники их не любят.
  • Исток Волги люди знали давно хотя научно географы подтвердили его только в конце минувшего века.

  • Стало так темно что мы все время сбивались с дороги.
  • Снег становился всё белее и ярче так что ломило глаза.

Следствия


Присоединения


  • Виктор попросился в забойщики потому что он слышал что это самая почетная профессия на шахте.
  • Схема: , (потому что …), ( союз что…).

Последовательное подчинение


  • Когда мы пришли отец показал мне несколько крупных окуней и плотиц которых он увидел без меня.
  • Схема: (союз когда …), , (которых …).

Параллельное подчинение


  • Светлым солнечным утром когда ещё вовсю распевали птицы когда ещё не просохла роса на тенистых полянках парка весь лагерь пришел провожать Альку.
  • Схема: [ обст. вр., (когда…), (когда…), … ] .

Однородное подчинение


  • Синцов долго не мог ни у кого узнать когда же подойдет тот поезд на Минск с которым ему предстояло отправляться.
  • Кучер Трофим наклонясь к переднему окну сказал моему отцу что дорога стала тяжела что нам не доехать засветло до Парашина что мы запоздаем.

  • Раз гуляя по лесу я забрел так далеко что чуть-чуть не заблудился но к счастью наконец набрел на тропку которая привела меня к морю где я сейчас же смог ориентироваться.

  • Он о чем – то все время думал и так был занят своими мыслями что когда его спрашивали о чем – нибудь то он вздрагивал встряхивал головой и просил повторить вопрос.

  • Он [ Дерсу ] считал своим долгом предупредить об угрожающей опасности и если видел что его не слушают покорялся шел молча и никогда не спорил.

  • Яков встал рано утром когда солнце ещё не палило и с моря веяло борой свежестью.
  • Когда я сказал что розы будут цвести всё лето если правильно срезать цветы дети были в восторге.

1 из 16

Презентация - Сложноподчинённые предложения

Текст этой презентации

Сложноподчинённые предложения
Теоретические сведения

Строение сложноподчинённых предложений
Придаточное предложение может стоять после главного, в середине главного предложения или перед ним:
1. , ().
2. [ ,(), ].
3. (), .

Придаточное предложение отделяется от главного запятыми. Если придаточное предложение стоит в середине главного, оно выделяется запятыми с двух сторон. Пример: В полдень из гнезда, которое находилось прямо над крыльцом, вылетел еще один птенец.

Союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях
Союзы К ним нельзя задать вопрос. Не являются членами предложения. Можно заменить другим союзом или опустить.
Союзные слова К ним можно задать вопрос. Являются членами предложения. Нельзя опустить, можно заменить другим союзным словом.
Придаточные предложения присоединяются к главному союзом или союзным словом:

Союзы союзные слова в сложноподчиненном предложении
Примеры: Ей снится, что она идёт по сказочно красивому мосту. Что написано пером, то не вырубишь и топором.

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
СПП с несколькими придаточными можно разделить на три группы: с однородным подчинением; с неоднородным подчинением (параллельным); последовательным подчинением; Иногда в СПП с несколькими придаточными используются комбинации связей (одновременно однородное и последовательное или параллельное и последовательное и т.д.)

Однородное подчинение
Придаточные предложения относятся к одному и тому же слову в главном предложении или ко всей главной части; придаточные предложения отвечают на один и тот же вопрос.
Пример: Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг отчизне посвятим души прекрасные порывы.
(Пока), (пока), .

Параллельное (неоднородное) подчинение
Придаточные предложения отвечают на разные вопросы; придаточные предложения поясняют разные слова главной части, но могут относиться к одному и тому же слову.
Пример: Когда прогремел гром, гул проник в ущелье, где ехали путники. (Когда), , (где).

Последовательное подчинение
Придаточные предложения располагаются цепочкой. Первое придаточное поясняет главное. Это придаточное предложение 1 степени. Второе придаточное (2 степени) поясняет придаточное 1 степени и т. д.
Пример: Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.
, (чтобы), (как).

Запятая ставится: Если при последовательном подчинении рядом окажутся союзы что и если, что и когда, так что и хотя и др., то между союзами ставится запятая. ,(что,(если …), …). Например: Я уже подумал, что, если в сию решительную минуту не переспорю старика, уже впоследствии трудно мне будет освобождаться от его опеки.
Запятая не ставится: Запятая не ставится в том случае, если далее идет вторая часть союза – то или так. ,(что (если …), то …). Например: Я уже подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно мне будет освобождаться от его опеки.

Пример: Не может быть хорошего прозаика, если человек не знает на память лучших наших поэтов, если он не слышит, как звучит слово, как чередуются в нём звуки.
Однородное и последовательное подчинение
В сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными возможны комбинации связей

Виды придаточных предложений
Определитель ные
Изъяснитель ные
Обстоятельст венные
Присоедини тельные
что чтобы как как будто …
который что кто где куда откуда когда …
времени (когда, пока, …) причины (потому что, …) условия (если, …) места (где, куда, …) цели (чтобы, …) образа действия (как, …) сравнения (как, …) уступки (хотя, …) следствия (так что, …) присоединительные (что, …)
что почему отчего

Изъяснительные придаточные
Отвечают на падежные вопросы; относятся к находящимся в главном предложении изъясняемым словам со значением речи (сказал(что?), сообщение(о чём?), известен(чем?)), мысли (подумал (о чём?), вспомнил(что? о чём?), мысль(о чём?)) или чувства (обрадовался(чему?), рад(чему?), жаль(чего?))и др.; уточняют (дополняют, поясняют) смысл изъясняемых слов; соединяются с изъяснительными словами при помощи союзов что, как, будто, чтобы, союзных слов, частицы ли в значении союза. Пример: Я пришел к тебе с приветом рассказать(что рассказать?), что солнце встало.

Определительные придаточные
Отвечают на вопрос какой?; относятся к определяемым словам, содержащимся в главном предложении, и дают им характеристику; соединяются с определяемыми словами при помощи союзных слов – местоимений и наречий: который, что, куда, когда, где, и др.; всегда стоят после определяемого слова. Пример: Слово – удивительный дар(какой?), которым обладает человек.
Местоимённо-определительные придаточные Отвечают на вопросы кто именно? что именно? Относятся не к существительным, а местоимениям, которые употребляются в значении существительного. Пример: Кто ищет, тот всегда найдёт.

Обстоятельственные придаточные
Относятся ко всему главному предложению или к словам с обстоятельственным значением в главном предложении и уточняют место, время, причину, цель действие и др.; имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, и отвечают на те вопросы; соединяются с главным предложением при помощи союзов и союзных слов. Пример: Так я заглядывала в колодец до вечера (до каких пор?), пока не зажглись первые звезды.
Времени
Причины
Условия
Места
Цели
Образа действия и степени
Сравнения
Уступки
Следствия
Различают виды обстоятельственных придаточных:

Присоединительные придаточные
Содержат добавочное сообщение и соединяются с главным предложением союзными словами что, почему, отчего. Пример: Ночью поднялся сильный ветер, что осложнило ситуацию. Из сложноподчиненного предложения с придаточным присоединительным можно составить сложносочиненное предложение с союзом и. Пример: Ночью поднялся сильный ветер, и это осложнило ситуацию.

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт: