Ремонт авто Уход за... Обзоры авто

Стартер щелкает но не. Если стартер щелкает, но не крутит

Многие водители сталкивались с такой неприятной ситуацией, когда стартер не хочет крутить двигатель и заводить автомобиль. И дело не в аккумуляторной батарее, ведь даже попыток сдвинуть с места силовой агрегат не предпринимается. Просто раздается своеобразный щелчок и ничего больше не происходит. В такой ситуации приходится заводить автомобиль с толкача или придумывать иные способы запуска двигателя.

Если стартер щелкает, но не крутит, возможны несколько типов поломок в автомобиле, на которые стоит обратить внимание. Решать данную проблему придется сразу же после возникновения, ведь дальнейшее движение возможно только с работающим стартером. Особенно, когда речь идет о больших автомобилях, пуск которых с толкача невозможен.

Стартер издает несколько характерных щелчков, но не крутит двигатель

Первым вариантом развития ситуации в данном случае будет возникновение нескольких поочередных щелчков. Если прислушаться ближе к агрегату, можно понять, что данные щелчки издает тяговое реле. Это означает, что стартер берет электрический заряд, но ток доходит только до тягового, не проходя к самому механизму раскрутки двигателя.

Подобные проявления воспринимаются водителями, как разряженный аккумулятор. Отсутствие заряда в батарее позволило бы один или два раза лениво провернуть стартер, потому данная проблема в этом случае исключена. Лучше обратите внимание на следующие возможные неполадки:

  • неисправно тяговое реле, которое не подает напряжение на сам стартер;
  • контакты реле с основной частью стартера слишком неплотные;
  • плохая масса от стартера на кузов двигателя;
  • неплотный контакт на других клеммах, связанных со стартером.

Помните, что правильная работа устройства обеспечивается только полной работоспособностью электрической системы автомобиля. Достаточно одного небольшого нарушения контакта, и стартер будет щелкать, но не крутить. Потому первым делом при возникновении такой неполадки проверьте все соединения и контакты в стартере. Это поможет вам полностью устранить неполадку или заставить стартер один раз раскрутить и завести двигатель и доехать до диагностического центра.

Стартер издает один мощный щелчок и не крутит двигатель

В такой ситуации перечень неполадок сводится исключительно к самому стартеру. Снова подтверждаем тот факт, что подача заряда до стартера доходит, ведь реле щелкает. Неисправность самого реле исключается, потому что какая-то неполадка блокирует нормальную работу устройства.

Один мощный щелчок и отсутствие дальнейших действий со стороны стартера может быть причиной нестабильного заряда, подающегося на прибор. Попробуйте повторить попытку пуска двигателя несколько раз с интервалом в 15-20 секунд. Возможно, у вас получится завести двигатель. Если этого не произошло, стоит исследовать такие возможные неполадки:

  • неисправен бендекс стартера, он заклинил и не дает возможности провернуться всему устройству;
  • втягивающее устройство сломалось и не регулирует работу стартера;
  • обрыв главной обмотки стартера или замыкание внутри нее;
  • щетки или втулки стартера максимально изношены и требуют немедленной замены.

В любой ситуации необходимо обратиться к специалистам для устранения проблемы. Если у вас возникла подобная неисправность, но автомобиль продолжает заводиться со второй, третьей или пятой попытки, необходимо все равно решить данную проблему. Иначе в один прекрасный день стартер перестанет работать и заставит вас искать альтернативные способы запуска двигателя.

Не спешите покупать новый стартер, если столкнулись с такой проблемой. Вполне вероятно, что старое устройство может послужить еще достаточно долго. Нужно просто провести качественное обслуживание и проверить все электрические детали данного модуля.

Как исправить проблему со стартером?

Исправление любой неполадки, связанной со столь важным элементом автомобиля, лучше доверить только специалистам. Они гарантируют качественную диагностику и смогут отыскать неполадку в вашем стартере, что приведет к реальному устранению всех проблем. Если завести автомобиль иным способом не получается, нужно сделать следующее:

  • демонтировать стартер с проводами из автомобиля;
  • доставить устройство на профессиональную СТО;
  • описать сотрудникам сервиса поведение стартера;
  • попросить выполнить ремонт максимально оперативно.

Затем необходимо проверить работоспособность стартера еще на сервисе, привезти устройство обратно к автомобилю и монтировать на положенное место. Так вы сможете максимально быстро получить работающий автомобиль и не потерять несколько дней на ремонт стартера.

Видео:

Подводим итоги

Если стартер щелкает, но не крутит, у вас есть несколько вариантов решения проблемы. Сначала необходимо проверить все видимые снаружи контакты и сделать несколько попыток пуска двигателя. Также необходимо попробовать установить массу на кузов автомобиля.

Если же это не поможет, следует вызвать специалистов для ремонта стартера или отвезти устройство в сервисный центр. С помощью таких действий вы сможете вернуть автомобиль в рабочее состояние. У вас возникали когда-либо подобные неисправности со стартером, и как вы из них выходили?

Стартер - сложный электромеханический агрегат, без которого ваша машина не более чем груда железа. Нет, завести авто каким-нибудь альтернативным способом вам, конечно, удастся, однако это уже совсем другая история. Нередко стартер, задача которого запустить - дает сбой и выходит из строя, после чего либо стартер щелкает но не крутит, либо вообще стартер не крутит, что еще хуже.

Причины, по которым стартер щелкает но не крутит

Часто причиной становится экстренное или неправильное торможение, при котором стартер состоящий в зацепе с , получает ток большой силы. Сам стартер относится к электроагрегатам кратковременного действия, поэтому в случае его длительной работы он может выйти из строя, что в большинстве проявляется в виде, когда стартер не крутит или стартер щелкает, но не крутит.

Для того, чтобы понять, почему происходят щелчки и отсутствует вращение, нужно обратить внимание на то как устроен стартер.

В составе стартера есть так называемое тяговое или как его еще называют втягивающее реле, которое имеет вид небольшого цилиндра, прикрепленного к основанию стартера. Реле стартера, в свою очередь, оснащено втягивающей и удерживающей обмотками. Выход из строя происходит как раз в тот момент, когда возникает дефицит напряжения на удерживающей обмотке. Задача втягивающей обмотки втянуть сердечник, однако тот возвращается на исходную позицию, т. к. его не может удержать удерживающая обмотка. Именно это происходит в момент, когда вы пытаетесь завести машину, поворачивая ключ . А выглядит это явления для нас в виде щелчков, то есть когда стартер щелкает но не крутит.

Как вы уже знаете, щелчки издает втягивающее реле, причин по которым это происходит может быть несколько. Вот перечень наиболее вероятных причины, по которым стартер не крутит, но щелкает:

  1. Аккумуляторная батарея (АКБ). Вероятнее всего АКБ просто разрядилась, либо недостаточно заряжена, либо клеммы имеют плохой контакт с высоковольтными проводами. и попытайтесь снова запустить мотор.
  2. Плохая масса кузова с мотором. В данной ситуации рекомендуется взять другой массовой провод и повторить попытку.

Стартер не крутит и слышен один отчетливый щелчок. В таком случае рекомендую проверить массу двигателя, а также крепление тягового реле к корпусу стартера. Проблема может заключаться в плохих или перегоревших контактах на тяговом реле. Если же нет, то скорее всего, поломка кроется неисправности самого механизма стартера, здесь не обойтись без полной его разборки или замены.

Если вы убеждены, что причина когда стартер щелкает, но не крутит именно в самом стартере, вот несколько вероятных причин по которым это может происходить:

  1. Возможно перегорание силового провода, соединяющего обмотку стартера и тяговое реле.
  2. Критический износ щеток или втулок стартера.
  3. Обрыв обмотки стартера или замыкание на обмотке якоря.
  4. Деформация или разрушение вилки в приводе .

Подведем итоги

Заметив проблемы со стартером, не оттягивайте с ремонтом, иначе в один неподходящий момент он просто перестанет крутить, а это согласно "закону подлости" произойдет где-нибудь вдали от дома или тогда когда вы будете очень спешить... Проблему когда стартер щелкает, но не крутит можно решить самостоятельно. В сети в избытке всевозможных мануалов по ремонту и замене стартера своими руками. Однако если не уверены, лучше доверьтесь профессионалам, так вы сможете сэкономить свое время, нервы, а иногда и деньги.

Видео диагностика и ремонт стартера своими руками:

Одним из основных компонентов системы зажигания является стартер. Если в работе этого механизма возникают проблем, автовладелец может столкнуться с трудностью запуска двигателя или невозможностью его запуска в принципе. По каким причинам , что делать в таких случаях? Ответы на эти и другие вопросы приведены ниже.

[ Скрыть ]

Почему не крутит стартер?

По каким причинам стартер может не срабатывать, почему не удается завести двигатель? Как показывает практика, чаще всего причиной, по которой узел на дизеле или бензиновом моторе может «молчать», считается отсутствие питания устройства. Есть вероятность, что такая проблема обусловлена отсутствием питания в бортовой сети машины, соответственно, агрегат может не заводиться из-за севшего аккумулятора. В том случае, если батарея разрядилась полностью, это приведет к тому, что узел просто не сможет запуститься (автор видео о принципе работы стартера — Михаил Нестеров).

Если вы столкнулись с такой проблемой, что при повороте ключа в замке зажигания не удается завести мотор, то для начала следует произвести диагностику работоспособности АКБ. Чаще всего проблема разряда возникает в холодное время года, из-за морозов в системе застывает электролит. Также есть вероятность, что причина кроется в отсоединении клемм либо их окислении.

В таком случае не нужно паниковать, проблему можно решить следующим образом:

  • в первую очередь отключите АКБ и снимите с выводов устройства клеммы;
  • при помощи железной строительной или зубной щетки (также можно воспользоваться мелкозернистой наждачной бумагой), произведите очистку выводов на устройства, а также клемм;
  • далее, проверьте наличие электролита в банках АКБ — для этого выкрутите крышки и убедитесь в том, что жидкость полностью покрывает все без исключения банки, при необходимости добавьте в систему дистиллят;
  • далее производится проверка заряда батареи, для этого потребуется вольтметр или мультиметр, если нужно — подзарядите АКБ;
  • после этого проверьте целостность проводов на участке от батареи до стартерного механизма;
  • если все в норме, то установите на место клеммы и надежно зафиксируйте их.

Фотогалерея «Основные неисправности механизма»

1. Перегоревшие обмотки механизма 2. Механическое повреждение втягивающего реле

Если в бортовой сети нет напряжения, то при попытке запуска силового агрегата может раздаться сильный щелчок. Если в АКБ остался минимальный заряд, то проворачивая ключ в замке зажигания, коленвал мотора прокрутится слабо несколько раз. Если проблема с напряжением, то батарею нужно заряжать, других вариантов нет.

Теперь непосредственно о неисправностях механизма, по которым он может не схватывать и не реагировать на поворот ключа:

  1. Выход из строя реле или повреждения управляющего провода. Необходимо произвести диагностику этих элементов, если есть необходимость — заменить вышедшие из строя составляющие.
  2. Отсутствие контакта, в частности, следует произвести диагностику подключения силового провода. Когда происходит включение мотора, на стартерный узел поступает высокий ток, составляющий примерно 200 ампер. В том случае, если контакт будет слишком слабым, то вместо 200 ампер на механизм может поступать всего 10 или около того. А этого, в свою очередь, будет достаточно для того, чтобы щелкало втягивающее реле, но для того, чтобы завести ДВС, этого не хватит. В данном случае рекомендуется произвести диагностику всех соединений, при необходимости прочистить все контактные поверхности.
  3. Неполадки в работе втягивающего реле, такая неисправность также сопровождается щелчками при запуске. Девайс может включаться напрямую, если вы хотите решить проблему, в частности, в обход коммутации. На втягивающем реле расположены три выхода, два из них имеют большие размеры, один — это вход с АКБ, а второй — идет на сам механизм. В данном случае вам необходимо попытаться замкнуть эти клеммы, для этого можно использовать перемычку, гаечный ключ либо отвертку. Учтите, что инструмент, которым вы будете замыкать, ни в коем случае не должен касаться кузова авто, то есть любых металлических составляющих, расположенных в моторном отсеке.
    В том случае, если в результате механизм стал работать, пусть даже с треском, причина кроется именно в реле, его надо заменить. Запускать мотор по такому методу нельзя, поскольку ведущая шестеренка механизма не сможет войти в зацепление с маховиком. Что касается втягивающего реле, то причина, скорей всего, связана с обгоранием контактных поверхностей, на них мог образоваться слой диэлектрика из оксидов металла. Проблема такого плана решается путем очистки контактов либо замены реле, причем второй вариант более предпочтительный.
  4. Следующая причина, по которой узел может выключаться и не подавать напряжение, необходимое для запуска мотора, может заключаться в износе щеток. Если причина заключается в работоспособности щеточного узла, то механизм в любом случае придется снимать и разбирать. Если щетки оказались изношенные, то после разборки вы увидите это сразу. Необходимо учитывать, что в зависимости от конструктивных особенностей устройства, при износе щеток реле тоже может не срабатывать, то есть не щелкать.
  5. Помимо этого, неработоспособность механизма может быть обусловлена и выходом из строя обмоток, о чем свидетельствует характерный запах, а также цвет элементов. Разумеется, определить неисправность данных составляющих можно в результате снятия и разборки механизма. Иногда нецелесообразно менять обмотки, а лучше заменить весь узел в сборе. Все элементы стартера обычно изнашиваются равномерно, поэтому если вы замените одну из деталей, то скорей всего, в ближайшем будущем придется менять и другие (автор видео — канал Гараж 91 Гомель).

Как выйти из положения и завести двигатель?

Расположение клемм для замыкания стартера напрямую

Что делать, если не удается завести двигатель из-за неисправности стартерного узла?

Есть несколько способов, которые позволят решить эту проблему:

  1. Заменить или произвести ремонт механизма. Процедура ремонта заключается в демонтаже устройства и замене вышедших из строя составляющих компонентов. Для реализации этой задачи вам нужно знать, где расположен узел в вашем авто. При демонтаже вы сможете увидеть все вышедшие из строя детали и поменять их на новые. Как мы уже сказали, целесообразней будет полностью заменить механизм в сборе, чем ремонтировать его.
  2. Если нужно срочно ехать, а мотор не запускается, то как вариант, его можно попытаться завести с толкача. Суть этого способа заключается в том, чтобы толкать транспортное средство до того момента, пока оно не сможет развить оптимальную скорость, при которой стартерный механизм сработает. Как правило, разогнать авто достаточно до 20-30 км/час, при этом желательно выставить вторую или третью передачу и включить зажигание. Когда машина разгонится, запрыгивайте в салон авто, выжимайте сцепление и, отпуская его, нажимайте на газ. Если вы все сделали правильно, то двигатель заведется. Учтите, что этот метод ни в коем случае нельзя применять на авто с автоматическими трансмиссиями, поскольку это может привести к выходу из строя коробки.
  3. Как сказано выше, можно попытаться замкнуть механизм напрямую. Для этого вам надо будет замкнуть соответствующие клеммы на устройстве, а рычаг коробки передач поставить на нейтральную скорость.
  4. Аналогичный способу с толкача — метод буксировки. Разница заключается только в том, что вместо того, чтобы толкать автомобиль вручную, будет использовать другая машина, которая потянет ваше авто на тросе. Принцип реализации аналогичный.

Для современного человека транспортное средство уже давно не является роскошью, а обыкновенным средством передвижения. И довольно часто при езде могут возникать разнообразные неполадки. Поэтому автовладельцы должны знать хотя бы некоторые нюансы в работе автомобиля, а, иногда, и уметь исправить неполадки самостоятельно. Все знают, что основным агрегатом пусковой системы мотора является стартер. Для запуска двигателя, он должен раскручивать его вал до частоты вращений. Однако, не редко бывает, что стартер щелкает, но не крутит. И этому есть масса причин, о которых должен быть осведомлен каждый автомобилист, если такая проблема возникнет в дороге.

Стартер является сложным механическим агрегатом. Без него любое транспортное средство будет обыкновенной грудой железа, а при его некачественной работе любой автомобиль всегда долго заводится. Но, прежде чем перейти к причинам плохой работы стартера, необходимо знать, из чего он состоит:

  1. Пружинное кольцо.
  2. Направляющая втулка.
  3. Корпус механизма привода.
  4. Пружина.
  5. Ведущая полумуфта.
  6. Конус.
  7. Штифт.
  8. Сухарь.
  9. Ведомый храповик с шестерней.
  10. Фланец эксцентрика.
  11. Упорная шайба.
  12. Механизм привода.
  13. Рычаг.
  14. Сердечник.
  15. Корпус реле.
  16. Обмотка тягового реле.
  17. Контактный диск.
  18. Контактный болт.
  19. Щетка.
  20. Коллектор.
  21. Корпус.
  22. Якорь.
  23. Обмотка.
  24. Крышка.

На некоторых моделях современных автомобилей стартеры оборудованы дистанционным управлением, основные детали которого — механизм привода, электромагнитное тяговое поле, электромотор постоянного тока.

Втягивающее реле стартера, почему оно не работает

Существует ряд признаков неисправности втягивающего реле:

  1. Стертер вообще молчит.
  2. Стартер крутится вхолостую и жужжит, однако не прокручивает мотор.
  3. В сцепление с маховиком не входит бендикс, хрустит и мотор не крутит.
  4. Срабатывание втягивающего реле, однако мотор не прокручивается.

Проверить втягивающее реле очень просто. Необходимо подать напряжение с аккумулятора к управляющей клемме реле (провод отличить легко, он самый тонкий). Если двигатель прокрутится, значит, проблема во втягивающем реле. Возможно, подгорели пятаки контактов. Для устранения проблемы необходимо снять реле и зачистить пятаки. Однако, следует учитывать, что данное реле не прослужит долго, так как на заводе наносился слой на контактные пятаки, что противостоял электрической эрозии. Теперь слоя нет, поэтому неизвестно, когда обгорание контактов произойдет еще раз.

Стартер щелкает но не крутит, проверяем аккумулятор

Не редко причиной данной проблемы является разряженная либо слабо заряженная аккумуляторная батарея. Проверить, заряжен ли аккумулятор, довольно просто. Необходимо снять минусовую клемму и замерять напряжение. Если оно менее девяти вольт, значит виновником проблемы действительно является аккумулятор и его нужно зарядить. Однако после зарядки аккумулятора необходимо подумать о причинах, которые привели к его полной разрядке, так как не факт, что завтра он также не разрядится.

Стартер не крутится, но щелкает, проверяем массу кузова с мотором

Массу кузова с двигателем также стоит проверить. Если она неправильная, необходимо воспользоваться другим проводом «массы» и еще раз попробовать запустить мотор.

Стартер не крутится, проверяем массу двигателя

Чтобы проверить массу мотора, вам будут нужны «крокодилы» для прикуривания. Их необходимо подключить одним концом на двигатель, а другим — на минус аккумуляторной батареи. Место соединения следует тщательно очистить. Затем, запускаем мотор, если транспортное средство легче завелось, а напряжение повысилось, это свидетельствует о том, что нужно зачистить массу.

Стартер не крутится, проверяем контакты тягового реле

Если стартер не крутится, следует в обязательном порядке обратить внимание на контакты тягового реле. В некоторых случаях, они могут перегореть. Но если с ними все в порядке, тогда, скорее всего, существует неисправность самого механизма и необходимо либо полностью разбирать стартер, либо производить замену.

Стартер щелкает, но не крутится, возможны поломки самого стартера

В самом стартере могут произойти следующие поломки:

  1. Деформация или поломка вилки в проводе бендикса.
  2. Замыкание или обрыв одной из обмоток стартера.
  3. Сильный износ щеток и втулок.
  4. Перегорание силового провода, соединяющего обмотки стартера и тяговое реле.


Если возникли проблемы со стартером, не следует тянуть с ремонтом, так как есть риск «заглохнуть» прямо посреди дороги. Стоит отметить, что каждый определенный случай затрудненного запуска транспортного средства индивидуален. Выше собраны наиболее распространенные причины данной неисправности.

Автомобилисты часто сталкиваются с такой проблемой, когда стартер щелкает, но не крутит. Но поскольку стартер является одной их самых важных деталей любого авто, дальнейшая эксплуатация транспортного средства без исправного элемента системы запуска, к сожалению, невозможна. Причин неисправности стартера, по которым он издает щелкающие звуки, достаточно много, начиная нарушением контактов или разряженным аккумулятором, а заканчивая сгоревшим реле или сломанными щетками. Подробнее о причинах неисправности стартера и способах их устранения и пойдет речь в данной статье.

Чтобы разобраться в причинах неисправности стартера и попытаться решить возникшую проблему, необходимо хоть немного знать о принципе его работы. Несмотря на то, что конструкционные особенности детали могут отличаться в зависимости от рассматриваемой модели автомобиля, функционируют они все по одному принципу и практически не отличаются по устройству.

На фото показано устройство стартера на автомобиле ВАЗ:


Как видно, узел состоит из двух основных частей – это втягивающее реле и электродвигатель. Принцип работы стартера заключается в следующем:

  • при повороте ключа под воздействием втягивающей или, как ее еще называют механики, первой обмотки двигается шток с вилкой;
  • задействуется бендикс, который соединяется с венцом маховика, а точнее, с его зубчатой частью. В этот момент внутри реле происходит замыкание «пятаков» – специальных дисков, которые передают напряжение на вторую обмотку. На данном этапе слышны характерные щелчки;
  • поворот ключа в следующее положение («старт») запускает электродвигатель, вращение от которого переходит на бендикс и, соответственно, на коленчатый вал двигателя авто;
  • после запуска двигателя ключ зажигания отпускается. Это приводит к прекращению питания удерживающей обмотки. Как результат, контактные диски размыкаются. Под воздействием возвратной пружины шестеренка откидывается назад, прекращая тем самым ее зацепление. То же самое происходит и с вилкой втягивающего реле, которая возвращается в исходное положение.

На заметку! Сила тока в цепи стартера в обычное время достигает 70 Ампер, но если движение коленчатого вала затруднено, то показатели могут увеличиться до 200 Ампер. Поэтому причинные факторы, из-за которых стартер не крутит, могут находиться не только в механической, но и в электрической части узлов автомобиля.

Распространенные причины неисправности

Как показывает практика, неисправность стартера чаще всего связана с такими элементами цепи, как аккумуляторная батарея, проводка, замок зажигания или двигатель автомобиля. Рассмотрим каждую причину отдельно.

Аккумуляторная батарея

Неработоспособность или снижение уровня заряда аккумулятора часто является причиной неисправности. Определяется все достаточно просто:

  • слышны щелчки, но датчики на приборной панели не гаснут, а двигатель не крутится – проблема в АКБ;
  • слышны характерные щелчки, но лампы на «приборке» гаснут – проблема тоже кроется в аккумуляторе;
  • при повороте ключа никаких характерных звуков не возникает, а «приборка» горит тускло или лампочки вообще не горят – АКБ полностью разряжен (проведите диагностику для проверки его работоспособности, включив фары или поворотники).

Когда причиной неисправности стартера является разряженный аккумулятор, то все, казалось бы, очень просто – зарядить аккумулятор или «прикурить», если есть такая возможность, и в путь. Но не все так просто, как может показаться на первый взгляд, ведь если АКБ разрядился раз, то он может снова сесть в самый неподходящий момент. Нужно узнать, почему батарея разрядилась.

Если водитель попросту забыл выключить свет, магнитолу или какой-либо другой потребитель, то все элементарно. Требуется подзарядка АКБ, и можно ехать. Но все намного хуже, если аккумулятор сел сам по себе и все приборы были выключены. В таком случае нужно или генератор на исправность.

Проводка

Схема коммутации стартера несложная – «минус» находится на корпусе автомобиля, а «плюс» крепится к втягивающему. Для приведения стартера в работу от замка зажигания идет провод небольшого сечения. При повороте ключа срабатывает типичное реле, от которого идет электрический импульс. Поэтому если стартер не крутит, нужно проверить проводку на наличие повреждений, а также надежность соединения контактов. Нередко в процессе эксплуатации контакты окисляются или забиваются грязью, из-за чего ток не поступает к стартеру.



Если причиной неисправности стартера является замок зажигания, то чаще всего это связано с подгоранием контактов. Такая поломка приводит к снижению напряжения, из-за чего якорь втягивается, но для его удержания этого напряжения уже не хватает. Как правило, подгорание контактов в замке зажигания сопровождается появлением щелчков, хотя стартер при этом не включается.



Двигатель

Бывают случаи, когда стартер щелкает и не крутит, но при этом он полностью исправен, как и проводка. Все дело в самом двигателе, так как его вращение может быть затрудненным. Существует несколько причин, способных затруднить вращение коленчатого вала, например, клин вала или втулки двигателя. Здесь требуется центровка коленчатого вала или замена втулок.


Клин двигателя в результате выхода поршневого пальца из поршня

Причина в самом стартере

Проблемы со стартером могут иметь электрический или механический характер. Это может быть износ опорных втулок ротора, повреждение вилки включения, сгорание обмотки, нарушение работы бендикса и т.д. Чтобы устранить эти неисправности, требуется провести замену неработающих элементов. Но для начала необходимо проверить сам стартер: крутит ли он, срабатывает ли втягивающее реле. Ниже представлена пошаговая инструкция, при соблюдении которой можно провести диагностику стартера.

Таблица. Как проверить исправность стартера.

Шаги, фото Описание действий
Шаг первый Снимите стартер с автомобиля. Для проверки его работоспособности вам понадобится рабочий аккумулятор, провода для подсоединения и отвертка.
Шаг второй Проверьте исправность втягивающего реле. Подключите «минус» аккумулятора к корпусу стартера, а «плюс» подведите к разъему на бендиксе стартера. Реле должно срабатывать при контакте провода с бендиксом.
Шаг третий Подключите «плюс» аккумуляторной батареи к «плюсу» бендикса. Зафиксируйте провод в таком положении с помощью крепежной гайки.
Шаг четвертый Воспользуйтесь отверткой (подойдет любая) для замыкания «плюса» бендикса и разъема. При этом нужно крепко держать стартер, поскольку при запуске он будет быстро вращаться и вибрировать.
Шаг пятый Если стартер работает исправно, то поломку следует искать в другом месте. После диагностики деталь нужно установить на место.

Если с механическими поломками все достаточно просто, то с электрическими, наоборот. Рассмотрим самые частые электрические поломки стартера:

  • обрыв или замыкание обмотки. О неисправности такого характера, как правило, свидетельствует неприятный запах или изменение цвета обмотки. В таких случаях требуется полная разборка стартера и замена поврежденной детали. Но зачастую намного проще будет заменить сам стартер;
  • износ щеток. Чтобы проверить щетки стартера, нужно тоже разбирать стартер. Если проверка показала, что ламели коллектора или щетки стартера износились, то их нужно заменить;
  • сгорело реле стартера. Что делать в таком случае? На самом деле есть два варианта развития событий. Первый – зачистка контактов реле или их замена. Второй – нанесение на поверхности контактов специального сплава. Это защитит контакты от окисления и электроэрозии. Второй вариант считается более эффективным, поскольку питающая шина (реле) после ремонта прослужит намного дольше, чем после обычной чистки контактов.

Практически во всех случаях электрические неисправности стартера можно устранить путем замены поврежденного элемента. Но иногда требуется замена стартера целиком, ведь только так можно восстановить работу автомобиля.

Если слышно один щелчок

Мощный одиночный щелчок в стартере, после которого стартер продолжает находится в состоянии покоя может говорить о разных причинах, среди которых:

  • выход из строя втягивающего реле, в результате чего происходит блокировка запуска;
  • на силовом кабеле подгорели контакты;
  • внутри агрегата произошел обрыв обмотки;
  • повреждение втулок стартера или щеток;
  • неисправности бендикса.

Если в большинстве случаев проблема решается путем замены поврежденного или изношенного элемента, то с бендиском стартера все намного сложнее.

Бендикс – это важный элемент пусковой системы автомобиля, который находится в стартере. При его деформации часто возникают проблемы с запуском двигателя, поэтому следует уделять обслуживанию бендикса достаточно времени. Как правило, самой распространенной неисправностью бендикса является поломка вилки или зубьев рабочей шестерни.


Поскольку бендикс тесно связан с втягивающим реле, то без полного втягивания при включении стартера между маховиком и зубьями не будет сцепления. Как результат, двигатель не сможет запуститься. Даже если стартер срабатывает со второго раза, не нужно игнорировать этот «симптом» и откладывать поездку к мастеру на потом. Возможно, вы не сможете запустить двигатель в самое неподходящее время и вам придется искать решение возникшей проблемы.

Если возникает несколько щелчков

Только бывалые автомобилисты могут определить наличие неисправности и ее причину по характеру щелчков, которые возникают при запуске двигателя. Если при запуске стартера появляется несколько щелчков, тогда поломку нужно искать в:

  • нарушениях контактов;
  • неисправности тягового реле;
  • плохом прилегании других контактов.

Каждая составляющая системы запуска двигателя влияет на полноценную ее работу, поэтому при появлении первых признаков неправильной работы стартера нужно сразу принимать соответствующие меры (проверка всех электрических соединений, диагностика проводки на наличие пробоев и т.д.). Как правило, этих мер должно хватить для запуска двигателя, чтобы вы смогли доехать до ближайшей станции СТО.

В качестве заключения

Перед тем, как покупать новый стартер, нужно хорошенько все взвесить, ведь такие покупки не всегда оправданы. При грамотном подходе к проблеме старый стартер сможет прослужить верой и правдой еще много лет. Для этого нужно проверить целостность и исправность всех внутренних деталей, в первую очередь щеток и втулок.

Не всегда у водителя есть возможность доставить нерабочее авто на станцию техобслуживания. В таких случаях нужно снять нерабочий стартер и отвезти его к специалисту. Правильная диагностика позволит определить все возможные поломки, благодаря чему можно сэкономить немало средств на покупке нового стартера, заменив лишь неисправные его элементы.


  • сразу отпускайте ключ зажигания после того, как двигатель запустится;
  • не мучайте стартер слишком долго. Если после 5-6 попыток завести автомобиль не удалось – приступайте к поиску затрудненного запуска;
  • рекомендуемая продолжительность работы стартера – не более 10 секунд. Это правило действует как в летний, так и в зимний период;
  • между попытками запуска необходимо делать небольшие перерывы. Как показывает практика, 30-секундной паузы должно хватить.

Соблюдая эти простые рекомендации, вы сможете продлить срок эксплуатации втягивающего реле и самого стартера. Если у вас есть интересные истории о ремонте стартера – обязательно поделитесь ими в комментариях с другими читателями. Мы будем очень благодарны за это.

Видео – Причины неисправности стартера (если щелкает, но не крутит)