Ремонт авто Уход за... Обзоры авто

Мужские и женские имена ангелов. Кто такой ангел? Кто такие ангел-хранитель, ангел смерти, падший ангел? Качества ангела

Ещё прежде создания видимого мира сотворил Господь своих верных слуг, святых и бесплотных духов ― Ангелов. Их предназначение ― возвещать и исполнять Его волю. Даже само слово "ангел" в переводе означает "вестник". Они являются верными помощниками Господа в борьбе с врагами и посредниками между Богом и людьми. Из их уст воздаются почести Всевышнему за Его неизреченную милость к Своим созданиям. В христианской традиции принято считать, что весь ангельский сонм делится на три разряда (триады). Каждый из них включает в себя по три ангельских чина. Положение ангела в том или ином разряде зависит от его возможности или, как принято говорить, богопознания.

Первая ― высшая триада

Имена ангелов, составляющих первую ― высшую ― триаду и непосредственно сопредстоящих Престолу Божию, ― Серафимы, Херувимы и Престолы. В переводе с греческого слово «серафим» означает пламенный. Это в полной мере отражает их пламенеющую любовь к Создателю и способность возбуждать её в других. Херувимов Господь наделил всей глубиной знаний и обилием премудрости. Им ведомо всё, что доступно познанию тварного существа. Престолы же наполнены высшей Божией благодатью, вследствие чего Господь, обитая в них, творит своё высшее правосудие.

Вторая ― средняя триада

Далее располагается средняя триада. Имена ангелов, входящих в неё, ― Господства, Силы и Власти. Первые из этого ангельского чина ― Господства ― побуждают людей господствовать над своими страстями, побеждать в себе искушения и проявления злой воле тех духов тьмы, которые враждебны Богу и людям.

Божественной крепостью исполнены ангелы, составляющие вторую группу этого чина, ― Силы. Именно через них Господь творит чудеса и ниспосылает такую способность святым Своим праведникам и угодникам. По благодати, ниспосланной через ангелов этого чина, они творят чудеса ещё в дни своей земной жизни.

Далее следуют Власти. Их уделом является укрощение бесовских сил и отражение вражьих искушений, направленных на погибель человеческую. Помимо того, они укрепляют дух подвижников Божиих в их многотрудном деле.

Начала ― Ангелы низшей триады

И, наконец, третья категория. Имена ангелов, составляющих этот чин, ― Начала, Архангелы и Ангелы. Эта группа в ангельской иерархии составляет низшее звено, которое ближе всего находится к людям. Каждое составляющее этой триады также имеет своё предназначение.

Начала ― это своего рода народоправители, Ангелы-Хранители целых стран и континентов. Так, из Святого Писания можно узнать о том, что покровительство еврейскому народу было возложено на Архистратига Михаила. Начала поставлены управлять Вселенной. По своему достоинству они выше, чем Ангелы-Хранители отдельно взятых людей.

Архангелы ― благовестники Божии

Следующие за ними Архангелы ― это высшие Ангелы, благовестники Божии. На них возложено сообщать людям о всём великом и преславном, что ниспосылает воля Всевышнего. Достаточно вспомнить о великой миссии Архангела Гавриила, посланного к Деве Марии. Архангелы укрепляют в людях веру в Бога и просвещают их умы к познанию Его воли.

Из Святого Писания нам известно о том, что их семеро. Свидетельство тому содержится в Библейской книге Тавита, где Архангел в беседе с ним упоминает, что он один из семи Ангелов. Также в Откровении Иоанна Богослова можно прочитать о семи духах у Престола Божия. В церковном предании упоминаются все имена Ангелов. Список включает в себя Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила. Поговорим подробнее о каждом из них. В этом нам помогут Священное Писание и Священное Предание, включающие интересующие нас имена ангелов и архангелов.

Кратко о каждом из Архангелов

Архангел Михаил среди верховных ангелов занимает главенствующее место. В иконописной традиции принято изображать его в виде воина в полном боевом облачении, попирающего змия или дракона. Подобная традиция сложилась на основании того, что в давние времена на небесах произошло столкновение между Ангелами ― служителями Бога, и духами, отпавшими от Него. Падшие ангелы, имена которых также приводятся в Священном Писании, во главе со своим предводителем Денницей были низвергнуты с небес и стали служителями сатаны.

Архангел Гавриил часто изображается держащим в одной руке старинный фонарь, внутри которого горит свеча, а в другой ― зеркало. Это несёт в себе глубокий смысл. Свеча, спрятанная в фонарь ― символ судьбы, сокрытой до её исполнения, но и после того постигаемая лишь теми, кто глядит в зерцало своей совести.

Имя третьего Архангела Рафаила означает милосердие. Поэтому его принято изображать держащим в руках сосуд с целительным маслом, облегчающим муки страждущих.

Уриил ― покровитель тех, кто посвятил себя науке. Его изображают держащим в руке опущенную вниз молнию. Огнём божественной любви он воспламеняет людские сердца и просвещает умы к познанию истин.

Селафиила называют Архангелом молитвы. Соответственно этому для его изображения характерна молитвенная поза и чётки. Его руки в благоговейном порыве прижаты к груди, сам он погружён в общение со Всевышним.

Архангел Иегудиил представлен на иконах держащим в одной руке золотой венец ― награда для истинных служителей Божьих, а в другой ― плеть, состоящую из трёх шнуров, которой он защищает их во славу Святой Троицы.

И, наконец, Архангел Варахиил. Он несёт Божьи благословения тем, кто в своей жизни был исполнителем Его заветов. Достаточно вспомнить, что Варахиил был одним из трёх Ангелов, явившихся Аврааму и Саре под дубом в Мамре и возвестившем о скором рождении сына Исаака.

Имена этих высших Ангелов по своему звучанию можно охарактеризовать как мужские. Имена ангелов-женщин в данном контексте не встречаются.

Ангелы ― представители третьей группы божественных духов

Но ближе всех к нам предстоят Ангелы ― представители третьего, последнего звена этого чина. На них возложено Создателем особое о нас попечение. Среди их сонма находятся и Ангелы-Хранители, приданные каждому из нас в день святого крещения. Имена ангелов нам неведомы, но они незримо присутствуют возле нас на протяжении всего жизненного пути. Мы их не видим, но чувствовать близость нашего покровителя и наставника можем. Для этого постараемся узнать о нём как можно больше.

Ангелов роднит с нами то, что Господь сотворил их, как и нас, по своему образу. Несмотря на их бесплотность, он щедро наделил их способностью любить, познавать мир и быть образцами чистейших и разумнейших существ. Это образцы Божьих совершенств, всецело подчиняющиеся воле Творца. Ангелы наделены способностью не только общаться между собой, но и понимать то, что исходит из глубин человеческих душ. Это даёт нам возможность в молитвах беседовать с ними. Ничто так не умиротворяет и не несёт покой, как непосредственное общение с Ангелом Хранителем.

Из наследия святых отцов мы знаем, что падшие ангелы, имена которых вычеркнуты из Божественных книг, оставили в сонме небесных духов свободные места, заполнить которые надлежит людям. Это говорит о том, что нам уготовано стать частью Ангельского сонма. Отсюда можно судить, насколько чисты и святы должны мы быть в своей земной жизни.

Иконографический образ Ангела

О том, как происходит непосредственное общение Ангелов с живыми людьми и душами умерших, мы узнаём, прежде всего, из Библии. В ней часто даётся и описание ангелов, явившихся людям. Обычно они бывают представлены в виде юношей, облачённых в белоснежные одежды. Этому соответствует и иконографическая традиция. Крылья, которые изображаются на живописных работах, заключают в себе чисто символический смысл. Их задача ― показать стремительность полёта божественного духа.

Бесплотность и бесполость духов

В 787 году на седьмом Вселенском Соборе в городе Никее было принято решение изображать Ангелов лишь в мужском обличии. Это согласуется с тем, что в Священном Писании упоминаются в основном мужские имена ангелов. Мужские они или женские, в данном случае ― чистая условность. Ангелы ― существа духовные, а духи не имеют плоти, соответственно, они бесполые. Дух может явиться людям в том обличии, в котором пожелает, и поэтому любое изображение его является символическим. В принципе, имена ангелов-женщин имеют такое же право на существование, как и мужчин, но мы придерживаемся сложившихся традиций.

Следует иметь в виду, что принятые в западноевропейской живописи изображения купидонов ничего общего с ангелами не имеют. Они являются пережитками язычества. С точки зрения православной церкви, все эти порождения Ренессанса ― не что иное, как плод художественной фантазии авторов. Можно говорить об их эстетических достоинствах, но ни в коем случае не искать в них какого-либо духовного и философского значения.

Ограниченность наших знаний о природе Ангелов и Архангелов

Наши знания об Ангелах ограничиваются тем, что открывает нам Священное Писание и Святоотеческая литература. Очень многое остаётся сокрытым от нас. Например, имена ангелов и демонов приводятся лишь в контексте определённых событий, не существует какого-либо их списка.

Такая же картина наблюдается и в литературе других религиозных конфессий. Когда мы открываем труды святых отцов, посвящённые вопросам Священной истории, то имена Ангелов и Архангелов, упоминаемые в них, также составляют лишь незначительную часть от всего необъятного сонма.

Это же можно сказать и о количестве ангелов и демонов. Мы не можем знать, сколько их. Например, святой апостол Иоанн Богослов пишет в своём «Откровении» о том, что видел у Престола Божьего «тьмы тем и тысячи тысяч» Ангелов. Эти слова несут в себе лишь информацию об очень большом количестве, не останавливаясь на конкретных величинах. Точно так же неосновательны попытки перечислить имена Ангелов и демонов, коих «тьмы тем и тысячи тысяч».

Сверхъестественная сила Ангелов

И ещё необходимо упомянуть о сверхъестественной силе ангелов. Библия являет тому множество примеров. Вспомнить хотя бы, как Ангелы поразили слепотой жителей Содома, причём сделали это, не прикасаясь к ним, а лишь усилием воли. Другой Библейский эпизод рисует картину того, как Ангел Божий затворил пасть льву, готовому пожрать святого Даниила. Архангел Гавриил наказывает временной немотой Захарию, усомнившегося в произнесённом им пророчестве. В Новом Завете мы читаем, как Ангел освободил из темницы святых апостолов, одним желанием заставив упасть с них сковывавшие их цепи. Этот перечень можно продолжать очень долго. Ангелы Божьи, имена которых открывает нам Писание, и безымянные их собратья творят сверхъестественные деяния благодаря той силе, которую даровал им Господь.

Имена, данные при святом крещении

В нашем обиходе бытует понятие "День ангела", то есть именины. Ошибочно понимать, что под словом "ангел" всегда имеется в виду один из сонма тех бесплотных существ, о которых шла речь в статье. В данном случае часто подразумевается святой, имя которого при крещении получил именинник, а вовсе не Ангел. Имя православное Иван может быть дано человеку, родившемуся в день памяти Иоанна Богослова, а Пётр ― в день апостолов Петра и Павла. Эти святые, так же, как и Ангелы-Хранители, являются нашими небесными покровителями, и, предстоя пред Престолом Божьим, молят Всевышнего о ниспослании нам "благ земных и временех мирных".

Во многих религиях мира ангелы-хранители занимают особое место. Считается, что они сопровождают нас в течение всей жизни, оставаясь незримыми. Они — глашатаи божественных откровений, защитники и помощники в добрых делах. И все же, несмотря на это постоянное присутствие, мы редко задумываемся о том, кто стоит за нашим правым плечом.

Слово «ангел» пришло к нам из греческого языка, где оно означало «вестник», вместе с христианскими текстами. Но о существовании ангелов было известно задолго до появления христианства. Практически у всех народов имелось представление о невидимых существах, помогающих людям.

У древних персов их называли феруэрами, в суфийской традиции — муваккали (это слово означает «опекун, попечитель, стражник, представитель»). Римляне верили в то, что у каждого есть свой гений — дух-покровитель. Гений, по представлениям римлян, был сущностью, которая рождалась вместе с человеком и определяла его жизненный путь.

Но наиболее полные сведения об ангелах можно найти в иудаизме и христианстве. В Библии и Торе говорится о духовных бесплотных существах, более совершенных, чем человек, и сотворенных раньше его. Согласно преданию, ангелы появились еще до того, как возник видимый мир. Они составляют небесное воинство, в котором существует строгая иерархия.

Но основная их задача — сохранение существующего мира. По словам святого Григория Богослова, «... будучи служителями Воли Божией, не только по естественной способности, но и по обилию Благодати, они переносятся на все места и всем сопутствуют повсюду, как по быстрому исполнению служения, так и по легкости естества».

Ангелы управляют природными стихиями, народами, участвуют в богослужении (видеть их могут только те, кто удостоился особой благодати — святые и праведники).

Согласно Священному Писанию, ангелы разделяются на девять ангельских чинов. Ближе всех к Богу находятся серафимы, херувимы и престолы. Серафимы окружают престол Господа. Они имеют человеческий образ, у каждого из них по шесть крыльев. Двумя они закрывают свое лицо, двумя — ноги, а при помощи еще двух летают и постоянно песнепениями восхваляют Бога.

Херувимы имеют иной облик. Пророк Иезекииль в известном видении колесницы изображает херувимов человекообразными, с четырьмя лицами и четырьмя крыльями. Ноги у них со ступнями тельца и блестящие, как медь. Но, пожалуй, самое необычное в изображениях херувимов — это их лица. С человеческим лицом соединялись с правой стороны лицо льва, а с левой — тельца и орла.

Херувимы окружены бесчисленными сонмами праведников и тьмами ангелов, они отражают в себе неприступное величие Божие и Его славу. О других ангельских чинах известно меньше. Престолы, господства, силы, власти и начала, о которых писал в книге «Небесная иерархия» Дионисий Ареопагит, практически не известны обычным верующим.

А вот два последних чина — архангелы и ангелы — знакомы нам и по многочисленным изображениям, и по текстам. Мы даже знаем их имена: Михаил — («кто как Бог»), Гавриил — («муж Божий»), Рафаил — («помощь, исцеление Божие»), Уриил — («огонь и свет Божий»), Салафиил — («молитва к Богу»), Ифремиил — («высота Божия»). В число архангелов иногда включается также два имени, не упоминаемых в Библии: Иегудиил — («хвала Божия») и Варахиил — («благословение Божие»).

У мусульман известно четыре великих архангела: Гавриил, или ангел Откровения; Михаил, или ангел-покровитель; Израил, ангел Смерти; Израфил, ангел Воскресения. Есть у них еще ангел молитвы — Сандальфон.

Им подчинены сотни тысяч ангелов, которые выступают в роли беспристрастных свидетелей человеческой жизни. Согласно Корану, около каждого человека при жизни находятся два ангела, которые день за днем записывают его добрые и злые дела и помыслы.

Несмотря на то что ангелы бесплотны, существует огромное количество их «портретов», запечатленных иконописцами или мирскими художниками. Интересно, что эти изображения с течением времени довольно сильно менялись. В первые столетия с момента появления христианства ангелы изображались обычными людьми.

Архангел Гавриил. Фрагмент фрески церкви Санта Мария Антиква. Середина VII в. Рим

Например, на фреске Благовещания II века архангел Гавриил написан в украшенной тунике с орарем, его лицо и фигура не имеют никаких отличительных черт. Сияние и крылья, которые мы сегодня считаем непременной принадлежностью ангелов, появились на иконах и фресках лишь с IV века. Позднее, в Византии, возникла целая система символов, которая позволяла указать иерархическое положение изображенного ангела.

Впрочем, не стоит забывать, что иконописцы стремились придать идеальный образ существам (точнее — сущностям), которые в обычных условиях невидимы. Поэтому детали одеяний ангелов, крылья и сияние — скорее символ, указание на их особую роль, чем отражение реального положения вещей.

Появление ангелов в зримом облике обычно связано с какими-то важными событиями. В Библии описано явление ангелов ветхозаветным патриархам и праведникам: Аврааму, Иакову, Моисею, Иисусу Навину, Давиду, Лоту... Однако и в наше время зафиксировано немало случаев, когда ангелы-хранители являлись своим подопечным и помогали им.

Примеров такой помощи так много, что для их изложения понадобилась бы отдельная книга. Как правило, человек в этот момент слышит голос, предупреждающий об опасности. Если предупреждение услышано, то гибели можно избежать: нажать на тормоз машины за миг до столкновения или, не осознавая своих действий, выйти из дома накануне его разрушения.

Нередко близкие вспоминают потом, что в тот момент, когда едва не случилось несчастье, они внезапно подумали о грозящей беде и обратились с молитвой к Богу. Впрочем, ангелы-хранители в гораздо большей степени заботятся о наших душах, чем о телах.

Ведь иногда серьезная болезнь или увечье может стать толчком к пониманию истинной ценности жизни. Недаром практически все православные святые прошли через испытание немощью и болью...

Ангелы-хранители способны на многое. Они могут подать нужный совет в сложной ситуации, утешить в минуту отчаяния, поддержать мужество человека в момент испытаний. Но для того чтобы все это произошло, необходимо поддерживать контакт со своим ангелом-хранителем, прислушиваться к его голосу.

Среди неканонических рассказов об ангелах существует огромное количество примет и поверий, касающихся общения с ними. Считается, например, что ангелы-хранители бывают двух видов: земные и небесные. Земным ангелом-хранителем человека может стать кто-то из умерших родственников или друзей.

В некоторых местностях считают, что эта обязанность возлагается на бабушек — после смерти они опекают своих близких. Изредка забота о человеке возлагается на того, кто при жизни был ему недругом. Так он может искупить свой грех. А вот небесных ангелов-хранителей по народным представлениям, имеют лишь избранные люди, которым предстоит важная жизненная миссия. Они обладают большими возможностями, чем души умерших, и чаще общаются с человеком, направляя его на путь истинный.

В православии считается, что человеку покровительствует не только ангел-хранитель, который дается христианину при крещении, но и святой, в честь которого был крещен новообращенный. Не случайно наряду с днем рождения до недавнего времени праздновали именины, которые называли также «день ангела».

И в официальной религии, и в народных верованиях ангелы представляются существами, способными видеть или слышать мысли вверенных им людей. Тем, кому посчастливилось родиться в религиозных семьях, с детства знаком рассказ об ангеле, стоящем за правым плечом человека, и черте, чье место за левым плечом (кстати, именно поэтому мы плюем через левое плечо, когда боимся сглаза).

Если человек стремится к добру, совершает добрые поступки, его ангел смеется от радости. Если же наоборот — плачет. В некоторых случаях ангел может на некоторое время оставить человека. Чаще всего это происходит, когда тот не прислушивается к его советам, живет не по совести.

Но бывают и исключения из этого правила. Во многих деревнях считается, что ангел-хранитель не может охранять покой спящего, если на окне его комнаты лежат острые предметы: ножи, булавки, иголки. Существует также поверье, что ангел оставляет человека за несколько дней до его дня рождения и возвращается лишь через неделю после этого праздника.

Примерно в течение двух недель человека оказывается без его покровительства. Однако даже в самых тяжелых случаях ангел-хранитель не отрекается от своего подопечного и возвращается к нему; если человек раскаивается в своих поступках и просит ангела о помощи.

Интересно, что в преданиях об ангелах-хранителях говорится, что у некоторых людей не один ангел, а несколько. Считается, что у большинства людей три ангела-хранителя. Больше всего (до девяти) ангелов-хранителей у тех людей, которые выполняют особую миссию.

При этом ни богатство, ни социальный статус человека не имеют решающего значения. Важны его талант, душевная чистота и вера. А вот тех, у кого только один ангел-хранитель, считают несчастливыми людьми. Им редко сопутствует удача, они постоянно попадают в неприятные ситуации. В народе говорили, что один ангел «не успевает» помочь человеку, и старались выбрать ему имя, которое носило несколько святых.

Считалось, что каждый из них будет присматривать за человеком вместе с его ангелом-хранителем. Впрочем, количество бесплотных помощников можно увеличить. Это просто — совершайте добрые дела, старайтесь придерживаться чистых помыслов, ведь еще Гермес Трисмегист сформулировал один из фундаментальных законов духовного мира: подобное притягивает подобное.

Последователи Агни-йоги считают, что ангел-хранитель может сопровождать человека не только в этой земной жизни. Он сопровождает воплотившуюся душу еще до рождения. В процессе выбора душой своего места рождения и родителей он не участвует.

Но когда специальное «подразделение» ангелов составляет для души жизненную программу — события, которые помогут ей научиться необходимым качествам, — ангел-хранитель находится рядом. Если какие-то события будущего воплощения покажутся ему слишком жесткими или не вполне заслуженными, он может вмешаться в обсуждение судьбы человека и попытаться дать ему еще один шанс на принятие правильного выбора.

После появления человека на свет ангел-хранитель старается всеми силами помочь ему, чтобы он успешно справился с программой своего обучения в этой жизни. Ведь кармы человека и его ангела-хранителя тесно связаны, и, будучи высокодуховным существом, ангел стремится наилучшим образом выполнить свою «работу». В момент смерти человека ангел-хранитель временно передает его душу в руки ангела смерти, который освобождает ее от ненужных теперь энергетических оболочек.

Согласно учению Агни-йоги, кроме ангела-хранителя каждого человека сопровождает в жизни множество других духов. Некоторые из них враждебны, их задача — направить человека на путь зла. Другие находятся рядом просто из симпатии к конкретному человеку.

Их привлекает в нем сходство мыслей и чувств. Иначе говоря, каков «изнутри» человек, таких помощников он и привлекает. Если его мысли не поднимаются выше удовлетворения основных инстинктов, его бесплотная «свита» будет точно такой же — низшие духи и бесы.

Ангелы чутко откликаются на молитвы человека. Их стремление помочь ограничено только тремя условиями. Прежде всего ангелы-хранители не могут отменить наказания за грехи прошлых жизней. Они также не могут причинять вред кому бы то ни было, поэтому бесполезно просить ангелов покарать ваших врагов, даже если они насильники или убийцы.

Наконец, если вам кажется, что ангел-хранитель не торопится исполнить вашу просьбу, значит, время для исполнения вашего желания еще не пришло. Или вы просите совсем не того, что вам действительно необходимо. Ведь ангелы рассматривают вашу жизнь с точки зрения духовного совершенствования, а люди чаще всего беспокоятся о материальных благах либо о несущественных с точки зрения души вопросах.

Когда ангелы хотят наградить человека, они дают ему не деньги и не власть, а любовь, надежду и веру. Их дары духовны, как и сами наши защитники: мир в душе, сильные светлые чувства. Именно таковы составляющие настоящего счастья.

Существует множество поверий относительно того, как же нужно общаться со своим ангелом-хранителем. В православии имеются специальные молитвы, обращенные к нему. Вот одна из них: «Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь».

А вот еще одно обращение: «Ангел мой, возьми меня под свою святую опеку, не умеющего — научай, страдающего — утешай, от опасности спасай, в делах помогай, да будет добрая воля твоя, во веки веков. Аминь». В народе приняты более краткие формулы. Например, умывшись утром, можно произнести: «Ангел мой, пойдем со мной на весь день-деньской. Буду с верой жить. И тебе служить».

Но на самом деле нашим хранителям не нужны какие-то специальные тексты. Наши мысли и чувства для них — открытая книга. Поэтому обратиться к ним можно всегда. А для того чтобы услышать ответ, просто прислушайтесь к своему внутреннему голосу. Ваш ангел-хранитель обязательно откликнется. Может быть, ответ придет сразу же.

А возможно, вы получите нужную информацию во время случайной встречи с другом или прочтете ее в книге, вовремя попавшей вам на глаза. И что бы с вами ни случилось, помните: вы не одиноки. Совсем рядом — прекрасные крылатые существа, которые искренне любят вас и всегда готовы прийти на помощь.

Павлин символизирует многообразие, красоту и власть. Бог поручил весь мир семи ангелам во главе с Малак Тавусом.

Тавуси Малак является главой пантеона архангелов, могущественным покровителем эгрегора религии Езидов. По вероучению езидов, Малак Тавус - экспансия Бога, он обладает статусом непосредственного слуги Всевышнего. Тавус Малак в езидизме представляется в виде птицы, а именно павлина .

Согласно религии езидов:

  1. в первый день, в воскресенье, Бог создал Ангела Азраила, он же - Тавуси Малак, Пири Тавуси Малак, глава всего.
  2. в понедельник Бог создал ангела Дардаила, он же Шейх Хасан;
  3. во вторник был сотворён ангел Исраил, он же Шейх Шамс-ад-Дин;
  4. в среду был создан ангел Михаил, он же Шейх Абу-Бекр;
  5. в четверг Бог сотворил ангела Анзазила, он же Саджад-ад-Дин;
  6. в пятницу Он создал ангела Шемнаила, он же Насир-ад-Дин;
  7. в субботу был сотворён ангел Нураил, он же Фахр-ад-Дин.

И поставил Бог Тавуси Малака правителем над всеми.

Имя Тавуси Малак буквально значит:

  • Тав - Солнце,
  • У - и,
  • Си - тень,
  • Малак - Архангел.

Тавус Малак связан с солнечным началом:

  • В Иране метафорическое название Солнца - Tavus-e Falak (Небесный Павлин).
  • В Древнем Египте павлин считался символом Гелиополиса - города, в котором находился храм солнца.
  • В Древней Греции павлин - символ Солнца.
  • В исламе хвост павлина олицетворял либо универсум, либо полную Луну или Солнце в зените.
  • В индийской мифологии рисунок раскрытого павлиньего хвоста воспринимается как картина звёздного неба.
  • В катакомбах первых христиан павлин был одним из основных религиозных символов, а также символом святых, поскольку форма его открытого хвоста напоминает нимб. В раннем христианстве изображение павлина было окрашено солнечным символизмом и воспринималось как символ бессмертия и красоты нетленной души.

Правоверные езиды обязаны каждое утро совершать поклон первым лучам Солнца, но это не значит, что они поклоняются именно этому светилу.

  • Во-первых, Солнце источник света и тепла, без которых жизнь на нашей планете немыслима, а это значит что оно источник жизни. Не будь Солнца, тьма покроет Землю и всякая жизнь прекратит свое существование!
  • Во-вторых, этот источник жизни нерукотворный, а сотворён и наделён энергией самим Господом Богом, а через своего слугу Ше Шамса управляет этим светилом.
  • В-третьих, если езиды воздают поклон источнику жизни во время утренней молитвы, это вовсе не значит, что они не признают Бога, а лишь поклоняются его творению. По религии езидов, никто из людей смертных не может служить Богу непосредственно. А потому, служение Богу у езидских священнослужителей происходит через посредничество архангелов и ангелов, в честь которых и называются их семьи-очаги.

Довольно часто павлин представлялся на изображениях грота в Вифлееме, где родился Христос : два павлина, которые пьют из одной чаши, указывают на духовное возрождение. Павлин является одним из непременных атрибутов в индуизме, например, выступает в роли богини мудрости, поэзии и музыки Сарасвати .

Исходя из теологии религии езидов, увидеть Верховную личность Бога никак невозможно в этом теле, так как оно несовершенно. Правоверный езид поклоняется во время молитвы источнику света, силам света, но не источнику тьмы, ибо поклонение злу - это путь деградации души. За то, что езиды вовсе не ведут беседы о злом духе, и уходят с того места, где его ругают, некоторые исследователи причислили их к его поклонникам.

Духовенство езидов объясняет это так: «Если вы беседуете о Боге и Его светлых слугах, то эта медитация вызывает положительную энергетику. Но в случае, когда вы говорите о злом духе, то он также будет присутствовать своей отрицательной энергией, тем более ругать его не надо, ибо последует за это реакция. А потому избегайте те места, где ведутся беседы о злом духе». Езидам также запрещено употреблять вслух имя и названия злого духа под разными именами.

А́нгел (др.-греч. ἄγγελος, ангелос - «вестник, посланец») в авраамических религиях - духовное разумное бесполое и бесплотное существо, выражающее волю Бога и обладающее сверхъестественными возможностями. Библия называет Ангелов служебными духами Евр.1:14. Часто изображаются в виде людей с белоснежными крыльями за спиной.

Смысл жизни Ангелов - однажды подвергнуться искушению, встать перед выбором, сделать его и в дальнейшем следовать ему и защищать его, всё более утверждаясь и совершенствуясь в своём пути. Это существа с однократным выбором в пользу добра или зла. Их судьба тесно связана с судьбой людей, как существ, делающих упомянутый выбор постоянно и способных опираться на духовную поддержку соответствующих ангелов добра и зла. Суть этой поддержки обычно - в подкрепления мотивации в желаемом выборе и в его исполнении. Суть отношений ангелов с Богом - или в большой благодарности и любви и служении из любви за предоставленную возможность существовать, или в большой ненависти и противлении как Существу, от единения с Которым они отреклись и ради отдельного от него существования вынуждены творить действия, диаметрально противоположные Его воле.

Смысл жизни Ангелов до момента выбора в пользу добра или зла - предположительно, в едином сотворчестве с человеком в освоении и владении миром, в служении человеку в соответствии со своими способностями.

Греческое слово ἄγγελος ангелос - прямой перевод ивр. מלאך‎ мал’а́х с тем же значением, от архаичного корня לאכ, «посылать», засвидетельствованного в угаритском языке; напрямую из иврита заимствано арабское слово ملاك‎ мала́к.

В христианстве

По христианскому учению все ангелы - суть служебные духи. Они сотворены были Богом прежде создания материального мира, над которым они имеют значительную власть. Их значительно больше, чем всех людей. Назначение ангелов: восславление Бога, воплощение славы его, направлять и воплощать благодать во славу Божию (потому они - великая помощь спасающимся), их удел - славословие Бога и исполнение Его поручений, воли. Ангелы, так же, как и люди, имеют ум и ум их много более совершенен, чем человеческий. Ангелы - вечны. Чаще всего ангелы изображаются в виде безбородых юношей, в светлых диаконских (символ служения) облачениях (стихарь, орарь, поручи), с крыльями за спиной (символ скорости) и с нимбом над головой. Однако в видениях ангелы представали людям и как шестикрылые (когда Ангелы не сходны человеку по внешнему виду, тогда крылья их - как струящиеся потоки благодати) и в виде колёс, усеянных глазами, и в виде существ с четырьмя лицами на голове, и как мечи огненные вращающиеся, а то и в виде причудливых животных (сфинксы, химеры, кентавры, пегасы, грифоны, единороги и др.). В писании порой называются птицами Небесными.

В ангельском мире была учреждена Богом строгая иерархия из 9-ти ангельских чинов: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы. Руководивший всем ангельским воинством Денница - самый могущественный, талантливый, красивый и приближённый к Богу, настолько возгордился своим наивысшим положением среди прочих ангелов, что отказался признать человека как существо, по способностям равное Богу (имеется в виду способность человека творить и видеть суть вещей), то есть выше его, сам захотел стать выше Бога, и из-за чего он и был низвергнут. Более того, ему удалось совратить множество ангелов из разных чинов. И в этот момент Архистратиг Михаил призвал колеблющихся оставаться верными Богу, возглавил воинство светлых ангелов, и поразил Денницу (который стал называться диаволом, сатаной, лукавым и пр., а другие падшие ангелы - бесами, демонами, чертями и пр.). И была война на Небе, в результате которой нечистая сила низверглась в «преисподняя земли», то есть, в ад, где сорганизовалась в царство Веельзевула, с такой же ангельской иерархией. Падшие духи не до конца лишены своего прежнего могущества и, по попущению Бога, могут внушать людям греховные мысли и желания, руководить ими и причинять им боль. Но людям же помогают и добрые ангелы, которых больше, чем бесов (в Апокалипсисе говорится, что змей (люцифер) увлёк треть звёзд (ангелов)).
Белый ангел (фреска XII века, монастырь Милешева)

Впрочем, имя духа - не то же, что имя человека. Бог - дух, и как дух - называет существо не по преходящему (кто будет называть человека по марке его пиджака?), но по славе. Имя Ангела - имя его славы. Имена некоторых (в православной традиции - семи) Ангелов (Архангелов) открыты людям: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Иегудиил, Селафаил, Варахиил. При этом четыре первых Ангела считаются «библейскими», то есть имена их прямо названы в Писании, а три последних известны из Предания.

В Православии существует представление об ангелах-хранителях, посылаемых Богом каждому человеку сразу после его зачатия (ещё до рождения): «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного» (Мф.18,10). На каждого человека охотятся и демоны, желающие погубить его душу с помощью внушаемых страхов, искушений и соблазнов. В сердце каждого человека между Богом и дьяволом ведётся «невидимая брань». Но почти всегда Бог не Сам лично является людям, но доверяет своим ангелам (или святым людям) донести волю Свою. Такой порядок установлен Богом, чтобы большее число личностей было вовлечено (и этим освящено) в промысл Божий, и чтобы не нарушать свободы людей, не способных выдержать личного явления Бога во всей Его славе. Поэтому, ветхозаветные пророки, Иоанн Креститель, многие святители и преподобные, в Церкви называются ангелами.

Кроме того, за каждого христианина Церковь земная с небесными покровителями возносит особые молитвы, и Бог имеет о нём особое попечение.

У каждого Ангела (и у беса) различные способности: Одни «специализируются» на добродетели нестяжания, другие укрепляют в людях веру, третьи помогают ещё в чём-то. Так же и демоны - одни нагоняют блудные страсти, другие - гнев, третьи - тщеславие, и т. д. Кроме личных Ангелов - хранителей (приставленных к каждому человеку) есть Ангелы - покровители городов и целых государств. Но они никогда не враждуют, даже если эти государства воюют между собой, но молятся Богу о вразумлении людей и даровании мира на земле.
[править] Чины ангелов
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
(новгородская икона, конец XV века)

В трех Посланиях ап. Павла (между 48 и 58 гг.) названы дополнительно к ангелам: престолы, господства, начала, власти и силы.

В своем комментарии «Правила святых апостолов» св. Григорий Богослов (Нисский) (ум. ок. 394) пишет, что существуют девять ангельских чинов: ангелы, архангелы, престолы, господства, начала, силы, сияния, восхождения и силы умные (разумения).

Св. Кирилл Иерусалимский выделяет также девять чинов, хотя в таком порядке: «…Посем вспоминаем…всю тварь…невидимую, Ангелов, Архангелов, Силы, Господства, Начала, Власти, Престоли, Херувимов многоочих (Иез. 10,21 и 1,6), как бы говоря с Давидом: возвеличите Господа со мною (Пс. 33,4). Поминаем же и Серафимов, которых Духом Святым видел Исаия, стоящих окрест Божия Престола, и двумя крыльями закрывающих лице, двумя ноги, а двумя летающих, и восклицающих: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Ис. 6,2-3). И для того преданное нам от Серафимов Богословие сие повторяем, да соделаемся причастниками песнопения купно с премирными воинствами».

Св. Афанасий Великий (ум. 373) выделял «…небесные сияния, престолы, господства, есть небо, херувимы и серафимы и множество ангелов».

В одной из своих проповедей св. Амфилохий Иконийский (ум. 394) перечисляет: Херувимы, Серафимы, Архангелы, Господства, Силы и Власти.

Основой для создания церковного учения об ангелах является написанная в I веке книга Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии» (греч. «Περί της ουρανίας», лат. «De caelesti hierarchia»), более известная в редакции VI века.

Согласно Дионисию Ареопагиту ангелы располагаются в следующем порядке:

Первый лик

* Серафимы (ивр. שׂרפים‎ - горящие, пламенеющие, огненные, др.-греч. σεραφίμ (Ис 6:2-3)) - шестикрылые ангелы. «Пламенеющие», «Огненные». Они пламенеют любовью к Богу и многих побуждают к ней.
* Херувимы (др.-греч. χερουβίμ от ивр. כרובים‎, керубим - заступники, умы, распространители познания, излияние мудрости (Быт 3:24; Иез 10; Пс 17:11)) - четырёхкрылые и четырёхликие ангелы. Их имя значит: излияние премудрости, просвещение. Сатана был из чина херувимов.
* Престолы (др.-греч. θρόνοι), согласно Дионисию: «Богоносные» (Иез 1:15-21; 10:1-17) - на них Господь восседает как на престоле и изрекает Суд Свой.

Второй лик

* Господства, др.-греч. κυριότητες, лат. dominationes (Кол 1:16) - наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению, учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения.
* Силы, др.-греч. δυνάμεις, лат. potestates (Рим 8:38; Еф 1:21) - творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божьим.
* Власти, др.-греч. ἐξουσίες, лат. virtutes (Кол 1:16) - имеют власть укрощать силу дьявола.

Третий лик

* Начальства (Начала) (архонты), др.-греч. ἀρχαί, лат. principates (Рим 8:38; Еф 1,21; Кол 1:16) - им поручено управлять Вселенной и стихиями природы.
* Архангелы (начальники ангелов), др.-греч. ἀρχάγγελοι - Михаил (Откр 12:7) - учители небесные, учат людей, как поступать в жизни.
* Ангелы, др.-греч. ἀγγελοι - наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Гавриил (Лук 1:26); Рафаил (Тов 5:4); (Для Псевдо-Дионисия архангел Михаил является «ангелом»); Семь Ангелов с золотыми чашами, наполненными гневом Бога (Откр 15:1); Ангел Бездны Аваддон с цепью и ключом от бездны (Откр 9:1, 11; 20:1); Семь Ангелов с трубами (Откр 8:6).

Ангелы низшего круга:

* Херувимы - хранители светлых миссий,
* Серафимы - хранители некоторых человеческих содружеств (церквей, общин, этических объединений),
* Престолы - хранители наций.

Ангелы высшего круга:

* Астралы или Власти - творцы материальности Энрофа,
* Силы - творцы материальности сакуалы даймонов,
* Господства - творцы материальности миров просветления, кроме Олирны,
* Начала - творцы материальности затомисов,
* Архангелы - творцы материальности миров Высокого Долженствования.

Ангелы низшего круга некогда были ангельским человечеством, и обитали в Олирне. Архангелами становятся сирины, алконосты, гамаюны христианских метакультур.

Также в Розе мира упоминаются ангелы мрака.

Способности ангелов

Сила Ангелов даруется Богом. Он определяет для любого Ангела те способности, которыми Ангел будет обладать. Некоторые способности были показаны во многих христианских сказаниях:

* Быть невидимым для физического зрения;
* Способность к полёту в духовном;
* Способность к проявлению в материальном:
* Способность появляться в физическом человеческом теле, способность к воздействию на физический мир;
* Видение через время, видение как лица человеческой души, так и мыслей человека в душе и во взгляде, глубинных помышлений сердца человека;
* Способность уничтожать целые города;
* Возможность греховного выбора существует для ангелов в христианстве, но отсутствует в исламе и иудаизме

Правда, р. Саадия Гаон (IX-X вв.) признавал свободу выбора у ангелов.

В Символе веры говорится, что Бог является Творцом «неба и земли, всего видимого и невидимого», что прямо указывает на веру Церкви в существование мира невидимого - Ангелов. О православной ангелологии - ректор Киевской Духовной Академии епископ Сильвестр (Стойчев).

Слова «неба и земли», которые являются цитатой из Ветхого Завета (Быт. 1:1), многие экзегеты понимали не в буквальном смысле (то есть видимое нами небо и землю), а как указание на все творение целиком, на наличие в тварном мире невидимого (неба) и видимого (земля). В. Лосский, толкуя эти слова, пишет: «Библейское выражение «небо и земля» (Быт. 1:1), которое обозначает целиком весь космос, все то, что существует и сотворено Богом, в святоотеческом толковании получает разделительный смысл, указывая на существование реальности духовной и реальности телесной, невидимого мира «небесных духов» и мира видимого».

Само наименование «Ангел» встречается в Писании довольно часто и обозначает «вестник». Это наименование указывает не на природу, а на служение. В Писании есть прямые указание именно на такое понимание данного термина: «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр. 1:14)», - говорит апостол Павел. Традиционно в православном богословии и богослужебных текстах Ангелов называют умными силами, Небесным воинством, Силами Небесными, а также вторыми светами: свт. Григорий Богослов именует ангелов «вторичными светами», прп. Иоанн Дамаскин: «Ангелы — вторые светы, умные, заимствующие свой свет от первого и безначального Света». Такое наименование Ангелов указывает на их связь с Первым Светом - Богом, от которого, как и прочие тварные существа, они получают бытие и благодатное освящение.

Природа ангелов

В святоотеческом богословии присутствуют примеры возможного определения того, что такое Ангелы по своей природе. Так, прп. Иоанн Дамаскин говорит: «Ангел есть сущность, одаренная умом, постоянно движущаяся, свободная, бестелесная, служащая Богу» - и далее делает важное дополнение, указывающие на трудность сформировать более точное определение: «один только Творец знает вид и определение этой сущности». Блаж. Августин определяет Ангелов как духов и также указывает, что наименование Ангел относит к роду деятельности, а не к обозначению природы: «Желаешь знать имя его (ангела) природы? Это - дух. Желаешь знать его должность? Это - ангел. По существу своему он - дух, а по деятельности - ангел».

Говоря о характеристиках ангельской природы, непременно следует коснуться вопроса о бестелесности Ангелов. Определенно, Ангелы не обладают грубыми телами - плотью. В Писании они названы «невидимыми (Кол. 1:16), т. е. не заключающими в себе ничего такого, что было бы уловимо для чувства зрения», есть тексты, указующие на бесплотность ангелов (Лк. 24:39, Мф. 22:30). Большинство святых отцов полагало, что можно говорить о некой тонкой телесности Ангелов, например, прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Бестелесною же и невещественною она называется по сравнению с нами. Ибо все по сравнению с Богом, единым только несравнимым, оказывается и грубым, и вещественным, потому что одно только Божество в строгом смысле невещественно и бестелесно». Задаваясь вопросом, единосущны ли ангелы друг другу, святые отцы, как правило, отвечали, что дать ответ на этот вопрос невозможно, так как нам это не открыто. Большинство святых отцов считают, что Ангелы сотворены до создания вещественного мира: «равны ли они по существу или различаются друг от друга, мы не знаем»(1), такого же мнения придерживаются и авторитетные богословы: «Можно говорить о «роде человеческом», то есть о бесчисленных личностях, обладающих одной и той же природой. Но у Ангелов, которые тоже существа личностные, нет единства природы. Каждый из них - отдельная природа, отдельный умопостигаемый мир. Следовательно, их единство не органическое и его можно было бы назвать по аналогии - единством абстрактным; это единство города, хора, войска, единство служения, единство хвалы, одним словом - единство гармоническое», - пишет В. Лосский (2).

Как природа разумная и могущая выбирать, Ангелы свой выбор сделали: часть Ангелов отпала от Бога, но большая - нет. Этот выбор был для ангелов своеобразным решением, сделанным раз и навсегда, так как является, образно говоря, чистым, то есть не вызванным слабостью плоти, греховной склонностью, эмоциональной нестабильностью и т. п., что часто становится причиной греховных действий человека. Их выбор определялся только их хотением. И поэтому, в отличие от людей, которые могут прийти в себя (Лк.15:17) и начать каяться в своих немощах, у Ангелов нет таких немощей (3). Однажды сделанный выбор является на 100 процентов осознанным, продуманным и исполненным. Поэтому каждый из Ангелов и падших ангелов, сделав свой выбор, утвердился в нем навсегда. Оставаясь как тварные существа в принципе изменяемыми, по своей воле они уже не изменяются, так как воля их направлена в одном векторе: «Они - неудобопреклонны ко злу, хотя и не непреклонны, но теперь даже и непреклонны, - не по природе, а по благодати и по привязанности к одному только благу» (4).

Служение ангелов

Как уже указывалось, слово Ангел указывает не на природу, а на служение. В чем же суть этого служения? На основании Священного Писания можно говорить, что ангельское служение двояко и заключается в прославлении своего Творца (Ис. 6:3), в сообщении Божьей воли, помощи или наказании человеку или сообществу (Иов 1:6; Ис. 6:72; Цар. 24:16; Дан. 8:16-26; Иов 12:12; Лк. 22:43; Откр. 5:8; Мф. 16:27 и т. д.

О числе Ангелов в Священном Писании прямо не указано. Все святые отцы, за исключением свт. Григория Нисского, говорили, что число это хоть и неизвестно, но стабильно, то есть с того момента, когда ангелы были сотворены Богом, их число осталось неизменным.

Святые отцы - свт. Григорий Нисский, свт. Кирилл Иерусалимский - в евангельской притче об одной заблудшей овце (Мф. 18:12), ради которой хозяин оставляет 99 и идет ее искать, видели указание на численное соотношение Ангелов (99) и человеческого рода (одна заблудшая овца), заключая, таким образом, что количество Ангелов несравненно больше, но определить их конкретное число невозможно.

Ангельские чины

Мир ангелов устроен иерархично. В Писании говорится: «Им создано все… престолы ли, господства ли, начальства ли, власти» (Кол 1:16), «превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства» (Ефес. 1:21), «ни Ангелы, ни Начала, ни Силы» (Рим. 8:38), «Которому покорились Ангелы и Власти и Силы» (1 Пет. 3:22). Также упоминаются Херувимы (Быт. 3:24 ; 2 Цар. 22:11), Серафимы (Ис. 6:2-6), Архангелы (Дан. 8:16, Лк. 1:19, Иуд. 1:9, 1 Фес. 4:16). Данные тексты свидетельствуют об иерархичности Ангелов и называют некоторые чины. Традиционно на основании слов апостольских из Послания к ефесянам (1:21) предполагается, что есть чины ангельские, наименования которых нам неизвестно, но будет открыто в грядущем Царствии (5). Само наименование чинов символизирует вид служения.

В православной традиции ангельская иерархия понимается как 9 чинов (три триады). Смысл же иерархических отношений не в подчинении, а в передаче благодатного освящения от высших чинов к ниже стоящим.

Такой строй иерархии и вообще ангелология представлены в Corpus Areopagiticum. Согласно учению, изложенному в данном корпусе, ангельская иерархия состоит из трех триад: первая триада: серафимы , херувимы , престолы ; вторая триада: господства , силы , власти ; и третья триада: начала , Архангелы , Ангелы .

Таким образом, ниже находящиеся чины Ангелов приобщаются благодатного освящения не непосредственно от Бога, а через вышестоящую триаду ангельской иерархии.

Ангел Хранитель

Надо сказать, что в святоотеческой письменности встречается и другой порядок наименования Ангелов, но, как правило, и в этих случаях иерархия представлена девятичинной.
В Священном Писании нет выражения Ангел Хранитель, но есть близкие по смыслу выражения, например, Ангел-наставник (Иов. 33:23) и целый ряд других выражений, указывающих, что к людям представлен ангел: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф.18:10),

«Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Пс. 33:8), «А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его» (Деян.12:15). В чинопоследовании Таинства Крещения говорится об ангеле света, который дается крещаемому: «Сопрязи животу его ангела светла, избавляюща его от всякаго навета сопротиволежащаго, от сретения лукаваго, от демона полуденнаго, и от мечтаний лукавых».

По учению Церкви, принявшие крещение получают духовную помощь от приставленных ангелов-хранителей: «И распоряжаются нашими делами, и помогают нам», - пишет прп. Иоанн Дамаскин (6).

К Ангелам Хранителям можно обращаться с молитвой, то есть следует говорить о наличии в православной традиции молитвенного почитания ангельских сил. Однако Церковью всегда осуждалось, когда почитание ангелов переростало в некое поклонение с чертами языческих верований. Уже апостол Павел пишет: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов» (Кол. 2:18). Толкуя этот текст, святые отцы (7) говорят о существовании в апостольские времена мнениий некоторых неправомыслящих, кто полагал, что именно ангелы являются посредниками между Богом Отцом и людьми, а не Господь Иисус Христос, и поэтому им, ангелам, необходимо служить. Видимо, это мнение было распространено еще несколько веков после времен апостольских, так как Лаодикийский Собор (364 г.) 35-м своим правилом постановил: «Не подобает христианам оставляти церковь Божию, и отходити, и ангелов именовати, и творити собрания. Сие отвержено. Того ради, аще кто обрящется упражняющимся в таковом тайном идолослужении, да будет анафема: понеже оставил Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, и приступил к идолослужению».

Епископ Сильвестр (Стойчев)

Примечания:

1. Иоанн Дамаскин, прп.Точное изложение Православной Веры. Книга 2, глава 3.

2. Лосский В. Н. Догматическое богословие. Часть III (12).

3. Большинство факторов, приводящих нас к греховным поступкам, связаны с телесными немощами. Отсутствие тела у ангелов обозначает и отсутствие этих немощей, которые, с одной стороны, могут привести к греху, с другой, преодолеваются при помощи Благодати. Именно поэтому у прп. Дамаскина возможность покаяния ставится в прямую зависимость от тела, а отсутствие телесности рассматривается как причина невозможности покаяться: «Он неспособен к покаянию потому, что бестелесен» // Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной Веры. Книга 2, глава 3.

4. Иоанн Дамаскин, прп.Точное изложение Православной Веры. Книга 2, глава 3.

5. Свт. Иоанн Златоуст пишет: «Есть, без сомнения, и другие силы, которых мы не знаем по именам... А откуда видно, что сил более вышеупомянутых и что есть силы, которых и имен мы не знаем? Павел, сказав то, упоминает и об этом, когда говорит о Христе: посадил Его превыше всякаго начальства и власти, и силы, и господства, и всякаго имене, именуемаго не точию в веце сем, но и в грядущем».

6. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной Веры. Книга 2, глава 3.

7. «Что же означают все эти слова? Некоторые говорили, что мы должны быть приводимы к Богу не через Христа, но через ангелов, потому что приведение через Христа больше того, чем нужно для нас»// Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Т. 2. С. 534; Феодорит Кирский, блж. «Защитники закона внушали воздавать почтение ангелам, говоря, что ими дан закон»// Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Т. 2. С. 54